Взаимоотношения между двумя странами могут повлиять на общую ситуацию в регионе, считает глава Центра исследовательских инициатив Ma’no Бахтиёр Эргашев.
На протяжении почти 2 лет эксперты говорят о наблюдающейся интенсификации взаимоотношений между Узбекистаном и Казахстаном в самых разных сферах – политической, экономической, культурной.
Благодаря политической воле лидеров двух стран сотрудничество между республиками вышло на качественно новый уровень.
Однако существует также ряд проблем и вопросов, требующих глубокого осмысления, пишет Содружество. По каким направлениям должны договариваться Казахстан и Узбекистан и какие задачи решать?
Бахтиёр Эргашев считает, что экономики
Узбекистана и Казахстана являются не конкурирующими, а во многих отраслях дополняющими друг друга
Если с Россией у Казахстана в таких секторах, как нефтедобыча, производство и экспорт зерна есть серьезная конкуренция, у Узбекистана с Казахстаном таких отраслей, где национальные производители конкурировали бы между собой, практически нет.
У наших стран существует и тесная взаимосвязь в транспортной сфере
Транзит из Узбекистана в северном и восточном направлении идет через Казахстан. А значительная часть усиливающегося товаропотока из Казахстана в южном направлении проходит через Узбекистан. И расширение сотрудничества в сфере транзита грузов между Узбекистаном и Казахстаном —
это не вопрос доброй воли политиков, а настоятельное требование экономики,
говорит политолог.
Он также отмечает, что Казахстан и Узбекистан являются крупнейшими торговыми партнерами в Центральной Азии. В 2017 году взаимный товарооборот составил около 2 млрд долларов, однако
в ближайшем будущем страны намерены довести этот показатель до 5 млрд долларов
Казахстан устойчиво занимает 3 место в списке основных внешнеторговых партнеров Узбекистана после КНР и РФ. Хотя РУ по итогам 2015 года не входит в список 10 крупнейших внешнеторговых партнеров РК.
В то же время, если рассмотреть структуру этого товарооборота, картина получается не совсем радужная. Уже многие годы основными статьями экспорта Узбекистана в Казахстан остаются природный газ, хлопковое волокно, удобрения, плодоовощная продукция. А из Казахстана в Узбекистан экспортируются в основном зерно и мука, а также черные и цветные металлы.
Важной задачей на среднесрочную перспективу является диверсификация структуры внешней торговли
между двумя странами, убежден Эргашев. Ведь от состояния взаимоотношений во многом зависит и общая ситуация в регионе.
Ключевым пунктом в укреплении сотрудничества должны стать вопросы совершенствования торгово-экономической и инвестиционной политики.
Необходим поиск новых форматов более глубоких экономических связей,
в частности, через создание условий для создания новых несырьевых производств, формирование цепочек добавленной стоимости в том же автопроме и так далее.
Необходимо опираться на создание совместных торговых домов для реализации продукции нефтехимической, машиностроительной, электротехнической, фармацевтической отраслей.
Серьезный потенциал имеет создание СП по переработке и экспорту в третьи страны плодоовощной продукции
Уже сегодня в плоскости практической реализации находятся проекты по наладке совместного производства легковых автомобилей, автобусов и грузовой автотехники между казахстанскими и узбекистанскими предприятиями GM Uzbekistan, «СамАвто» и «Азия-Авто».
Важной частью сотрудничества являются вопросы сопряжения транспортно-коммуникационной политики двух стран. В этой сфере есть определенные проблемы.
Формирующиеся мультимодальные транспортно-логистические центры на востоке Казахстана и порты Актау и Курык на Каспии могут стать
«воротами» для узбекского экспорта и импорта как на китайском, так и на кавказско-черноморском направлении
А планируемый к реализации проект транспортного коридора Термез-Мазари-Шариф-Герат-Бендер-Аббас (Чорбахр) – это новые возможности для казахского экспорта в южном направлении.
Узбекистан и Казахстан уже несколько лет ведут переговоры о строительстве участка железной дороги «Учкудук — Кызылорда».
Это позволит соединить с Узбекистаном центр Казахстана, российские Урал и Сибирь
и обеспечить оптимизацию перевозок из РК и РФ в южном направлении. Реализация проекта может стать одним из реальных механизмов интенсификации сотрудничества между двумя странами в транспортно-транзитной сфере.
Все эти и многие другие вопросы формируют
необходимость создания постоянно действующей узбекско-казахской экспертно-аналитической площадки
на постоянно действующей основе, с четкой среднесрочной программой совместных исследовательских проектов и публичных мероприятий в политической, экономической и социально-гуманитарной сферах.
Как представляется, на политическом уровне между главами двух государств установилось доверие и взаимопонимание.
Правительства научились работать, но прямой связи между нашими экспертными сообществами пока не налажено
И над этим нужно работать, резюмирует Эргашев.