Несмотря на появившиеся в медиа-пространстве кривотолки, пересуды и эмоции о якобы ухудшающихся отношениях между Казахстаном и Россией, динамика сотрудничества двух стран доказывает обратное.
Одно из значимых событий последнего времени — приобретение Тимуром Кулибаевым активов в порту Высоцк на российской Балтике, пишет информационно-аналитический центр МГУ.
Эта сделка станет существенным подспорьем для расширения экспортных возможностей Казахстана
и является наглядным примером действия преференциального режима в рамках ЕАЭС.
Напомним, что решение о покупке порта (который расположен в 50 км от российско-финляндской границы и в 90 км от Санкт-Петербурга) принимала комиссия правительства России по контролю за иностранными инвестициями.
Глава ФАС РФ Игорь Артемьев в заявлении относительно этого события подчеркнул, что разрешение на приобретение и
использование порта представителями казахстанского бизнеса соответствует логике сотрудничества в рамках ЕАЭС
и потому приветствуется российскими властями.
Высказываются мнения, что Тимура Кулибаева к покупке активов порта Высоцк подтолкнули прежде всего интересы казахстанской угольной отрасли –
возможность использовать его инфраструктуру для поставок добываемого в Казахстане угля на внешние рынки
В Высоцке работают угольный стивидор кипрской компании Sibenko Holding и нефтеналивной терминал российской компании «Лукойл». Помимо этого, в порту строится терминал по производству и перегрузке сжиженного природного газа – его строительство ведут структуры «Новатэк» и российского Газпромбанка.
Диверсификация каналов поставок угля (а северо-западное направление через порты на российской Балтике является наиболее перспективным и востребованным для казахстанских угольщиков) и увеличение объемов экспорта
важны для Казахстана не только с экономической точки зрения, но и с социально-политической
Специфика казахстанской угольной отрасли заключается в том, что она играет ключевую роль в социально-экономической стабильности целого ряда регионов – прежде всего Карагандинской области.
Отметим, что в сентябре 2017 года Астана инициировала заключение межправительственного соглашения о сотрудничестве по перевозке и перевалке казахстанского угля через российские порты. Причем, как поговаривают, речь шла о предоставлении казахстанским угольщикам приоритетного права доступа к экспортным портам России. В качестве условия
Москва предложила Казахстану инвестировать в российскую портовую и железнодорожную инфраструктуру
Очевидно, что приобретение Кулибаевым морского порта на Балтике укладывается в логику этого процесса и знаменует позитивное продвижение к заключению межправительственного соглашения по углю.
Казахстанские угольщики имеют хороший потенциал для наращивания экспорта на внешние рынки в 2018 году
По словам исполнительного директора Ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий Казахстана Николая Радостовца,
в 2017 году Казахстан отправил на экспорт 7,9 млн тонн угля, а в 2018 планирует экспортировать 13,5 млн тонн
Причем упор планируется сделать именно на порты северо-запада России. Помимо этого, глава «Казахстан Темир жолы» Канат Алпысбаев заявил, что в 2018 году вывоз казахстанского угля по направлениям к портам Балтики вырастет более чем вдвое. Целевой показатель обозначен в районе 7 млн тонн.
Казахстан, похоже, готов на «полную катушку» использовать возможности интенсификации транспортно-логистического и инфраструктурного сотрудничества с Россией.
Так, на прошедшем 14 мая в Сочи саммите ЕАЭС в ходе двусторонней встречи с В. Путиным президент Казахстана озвучил
инициативу строительства нового судоходного канала «Евразия», который бы соединил Черное и Каспийское моря
В отличие от существующего Волгодонского канала предлагаемый Казахстаном инфраструктурный проект короче на тысячу километров, а его потенциальная пропускная способность, по замыслу казахстанской стороны, в 3 раза больше (до 45 млн тонн грузов в год).
Эксперт ИМЭП при Фонде Первого Президента РК Жаксылык Сабитов напоминает, что эта инициатива была озвучена еще 11 лет назад, но видимо, именно сегодня пришло время для ее облечения в конкретные контуры.
Связано это, по мнению Сабитова, с формированием экономического курса обновленного правительства Российской Федерации, в котором ставка предположительно будет сделана на крупные инфраструктурные проекты, стимулирующие экономический рост.
«При благоприятном сценарии Казахстан может рассчитывать на мультипликативный эффект и развитие отечественной экономики», —
считает эксперт ИМЭП.
Об интенсификации двусторонних экономических связей между Россией и Казахстаном говорят и другие готовящиеся сделки между казахстанским и российским крупным бизнесом.
Так, в феврале 2018 казахстанская медная компания KAZ Minerals PLC, принадлежащая Владимиру Киму, занимающему первую позицию в списке богатейших бизнесменов Казахстана по версии Forbes.kz, объявила
о возможной покупке мажоритарной доли медного проекта Баимского месторождения на Чукотке, которым владеет Абрамович
Месторождение является одним из крупнейших в мире, его запасы оцениваются в 9,5 млн тонн.
Разумеется, это лишь малая часть совместных казахстанско-российских бизнес-проектов. Однако позитивная новостная повестка вокруг них свидетельствует о том, что
отношения двух стран развиваются в русле прагматичных интересов,
будь то в сфере логистики и транспорта или инфраструктурного развития и приобретения активов в странах-партнерах по ЕАЭС.
Они не зависят от демагогических лозунгов и сиюминутных популистских поветрий