С приходом Мирзиёева к власти страна активизировалась на международной арене. Как следствие, Узбекистан стал предметом пристального внимания не только экспертного сообщества, но и других государств. Что ожидают они от обновленной стратегии официального Ташкента?
Об этом говорили на прошедшем накануне в Ташкенте Международном круглом столе «Внешняя политика трансформирующегося Узбекистана на современном этапе: новые направления, возможности и вызовы».
Организаторами выступили:
Руководитель Центра геополитических исследований «Берлек-Единство» (Россия) Радик Мурзагалеев свое выступление посвятил развитию отношений между Россией и Узбекистаном. Он напомнил слушателям, что после 91-го года это развитие шло прогрессивно, «с учетом вектора общеисторического развития».
— Даже с распадом Советской системы
гражданин Узбекистана по сей день считает Россию вторым домом, близким по духу государством,
— сказал он.
Уже в начале 90-х страны достигли серьезных результатов:
— То есть уже в начале 90-х годов Россия и Узбекистан сумели безболезненно и доверительно адаптировать свое взаимодействие к изменившимся после распада СССР политическим и экономическим реалиям. Что определило дальнейший вектор российско-узбекского сотрудничества и партнерства, — сказал политолог.
Реформы Мирзиёева встречают мощное сопротивление — английский эксперт
Уже с 1998 года, помимо военно-политического сотрудничества, намечается уверенный рост торгово-экономического и гуманитарного партнерства.
Мурзагалеев напомнил, что Россия и Узбекистан имеют очень близкие позиции по многим глобальным и региональным проблемам (борьба с терроризмом в Сирии, Афганистане).
— По итогам последних лет
Россия была и остается одним из ведущих экономических партнеров Узбекистана,
на нее приходится около 20% внешнеторгового оборота республики. Объем российских инвестиций в узбекскую экономику за последние пять лет превысил 6 млрд долларов. На территории республики с участием российского капитала успешно ведут бизнес более 900 компаний, — сказал он.
Кроме того, политолог заявил, что
роль Узбекистана по ряду направлений в рамках СНГ серьезно возросла с приходом к власти Шавката Мирзиёева
Еще в конце 2017 года Узбекистан возобновил участие в Межпарламентской ассамблее СНГ. Совместно с Россией выступили в ООН и ОБСЕ против героизации нацизма, неонацизма и других видов практик, способствующих эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости.
Мирзиёев и Эрдоган тянутся друг к другу
— Важность сохранения памяти о победе советских народов в Великой Отечественной войне – особый императив и принципиальная позиция наших государств, — считает Мурзагалеев.
Далее он заявил, что в 2017-2018 гг. активизировалось сотрудничество между субъектами России и административно-территориальными единицами Узбекистана.
— В это время состоялись визиты делегаций Ташкентской области в Ленинградскую область и Санкт-Петербург, Андижанской области в Новосибирскую и Красноярский край, Наманганской области в Свердловскую и Челябинскую и Самаркандской в Татарстан и Башкортостан. Прорабатывается вопрос об ответном визите делегации Республики Башкортостан в Ташкент и Самарканд – в конце мая или начале июня года 2018, — перечислил он.
«Газпром» в Узбекистане: политические игры или экономические интересы России?
Узбекистан, в свою очередь, посетили делегации Новосибирской области во главе с губернатором Городецким, главы Татарии Миниханов и Чечни Рамзан Кадыров. В ноябре 2017 года в Ташкенте находилась культурно-деловая миссия Санкт-Петербурга во главе с губернатором Георгием Полтавченко, принимавшая участие в проведении Дней культуры Северной столицы в Узбекистане.
В 2017 году активизировались и межрегиональные связи по линии Российско-Узбекского и Узбекско-Российского деловых советов.
Серьезные подвижки между странами наметились в военном сотрудничестве, в частности, узбекский и российский парламенты ратифицировали соглашение о развитии военного сотрудничества.
— В итоге можно сказать, что
последние 25 лет для российско-узбекских отношений были особенно насыщенными и плодотворными,
причем для обеих сторон. России и Узбекистану удалось не только закрепить имеющийся высокий уровень двустороннего взаимодействия, основанного на принципах стратегического партнерства и союзничества, но и существенно расширить его практически по всем направлениям, — резюмировал Мурзагалеев.
Директор Центра исследовательских инициатив Ma’no Бахтиёр Эргашев говорил уже о сотрудничестве Узбекистана и Казахстана. Первым делом он отметил, что это
две крупнейшие экономики Центральной Азии, и от отношений между ними зависит состояние всего региона
— Экономики Узбекистана и Казахстана не конкурируют между собой, а во многих отраслях дополняют друг друга. У Казахстана и Узбекистана существует взаимозависимость в транспортной сфере. Транзит из Узбекистана в северном и восточном направлении идет через Казахстан, а значительная часть все более усиливающегося товаропотока из Казахстана в южном направлении проходит через Узбекистан, — сказал он.
Как Мирзиёев изменил казахско-узбекские отношения?
При этом сейчас «важнейшей задачей на среднесрочную перспективу является диверсификация структуры внешней торговли между Узбекистаном и Казахстаном». И
ключевым пунктом должно стать совершенствование торгово-экономической и инвестиционной политики
Они должны включать в себя поиск новых форматов более глубоких экономических связей, «в частности, через создание условий для возникновения новых несырьевых производств, формирование цепочек добавленной стоимости».
Ощутимый вклад в развитие двусторонних отношений центральноазиатских государств, по мнению Эргашева, могут внести экспертные круги:
— Очень сильно ощущается необходимость формирования постоянно действующей узбекско-казахской экспертно-аналитической площадки на постоянно действующей основе, с четкой среднесрочной программой совместных исследовательских проектов и публичных мероприятий в политической, экономической и социально-гуманитарной сферах, — сказал он.
Продолжение следует.