Война за мироустройство еще даже не разгорелась как следует, но жарко уже становится всем.
Не исключено, что Казахстан попадет в жернова войны за глобальное лидерство. Уже сейчас ее участники не гнушаются никакими средствами — вплоть до военных. И избежать ее не удастся, потому что она уже началась.
Об этом шла речь на прошедшем в Алматы круглом столе «ШОС после расширения: риски, возможности и перспективы».
Политолог Булат Султанов начал выступление с темы ухудшения международной и региональной обстановки. По его мнению, сейчас мир нуждается в «более справедливой, отвечающей интересам всех и каждого государства полицентричной модели мироустройства» вместо нынешнего монополярного.
Миру необходима реформа глобального управления — министр Абдрахманов
Он напомнил, что об этом министры иностранных дел членов ШОС высказались на совещании в Пекине 4 апреля 2018 года.
— При этом было подчеркнуто, что процесс формирования полицентричности происходит в условиях роста политической напряженности, региональных кризисов и конфликтов, — сказал он.
Султанов отметил, что США стремятся сохранить однополярный мир и
не допустить утраты глобального лидерства любыми средствами — вплоть до военных
При этом политолог назвал внешнюю политику Вашингтона «непредсказуемой». По мнению Султанова, она способствует нарастанию напряженности не только на Ближнем Востоке, но и в странах, прилегающих к Центральной Азии.
— На Западе сейчас наблюдается усиление интереса к Центральной Азии. Но на наш взгляд, главная причина этого заключается не в Афганистане, а в географическом расположении Казахстана и всего региона между Россией и Китаем, — сказал Султанов.
Будущее Афганистана — в составе Центральной Азии
В соответствии с Новой стратегией национальной безопасности США Трампа (принята в декабре 2017) Россия и Китай объявлены соперниками США, «бросающими вызов американским интересам, ценностям и благосостоянию». Еще более жесткая позиция сформулирована в очередном «Обзоре ядерной политики».
— Цель политики США ясна — ухудшение социально-экономического положения в вышеназванных странах, как следствие — свержение правящих режимов путем «цветных революций» и в конечном итоге сохранение однополярного мира, — отметил Султанов.
Особое беспокойство на Западе вызывает не только сближение Китая с Россией, но и сопряжение Евразийского экономического союза с проектом Экономического пояса Шелкового пути. И политолог не исключает попытки срыва этого проекта — например, «путем дестабилизации ситуации в странах ЦА и Синьцзянь-Уйгурском автономном районе КНР.
— С помощью «цветных революций», как это было неоднократно в ряде постсоветских стран, или путем создания в регионе «зоны управляемого хаоса» с использованием политического ислама и с учетом отработанных в Ливии, Сирии и Ираке технологий, — уточнил политолог.
Тем более, что
домой возвращаются граждане центральноазиатских стран, прошедшие идеологическую обработку в рядах ИГИЛ
Это может привести к активизации и последующему объединению подпольных исламистских групп в регионе.
Султанов особо отметил, что в Центральной Азии растет популярность идей радикального ислама. Главная тому причина — ухудшение социально-экономического положения (бедность, безработица, коррупция, социальное расслоение и поляризация общества).
— В этих условиях
радикальный ислам выступает у части обездоленных людей в качестве единственной надежды
на восстановление социальной справедливости, — сказал Султанов.
Политолог привел мнение экс-министра по делам религий и гражданского общества РК Нурлана Ермекбаева, который говорил об усилении «внешнего негативного влияния на религиозную аудиторию страны». И уже
появилось реальное беспокойство, что на смену светскому государству «могут придти средневековые порядки и смута»
Тем более, что сейчас рост религиозности опережает формирование соответствующей культуры.
Султанов отметил, что сейчас работа по противодействию терроризму и экстремизму осуществляется не только на национальном уровне, но и в рамках различных структур (Антитеррористический центр СНГ, региональная антитеррористическая структура ШОС и так далее). Но этого мало.
Казахстан может стать хабом террористической угрозы для России, если…
— Активность зарубежных экстремистских и террористических организаций на территории государств Центральной Азии существенно сократилась. Тем не менее, на наш взгляд, сотрудничество правоохранительных организаций региона по борьбе с экстремизмом и терроризмом осуществляется недостаточно эффективно, — сказал он.
Поскольку темой круглого стола был ШОС, в пример политолог привел именно эту организацию, заявив, что сотрудничество спецслужб ее государств
«зачастую сводится к проведению показательных учений, конференций, других мероприятий»
— Целесообразно совместно с соответствующими организациями ШОС и ОДКБ приступить к Стратегии по нейтрализации попыток извне сорвать сопряжение Евразийского экономического союза с проектом Экономического пояса Шелкового пути, — сказал Султанов.
При этом политолог отметил, что
не следует питать себя иллюзиями, что Запад поможет в борьбе против террористов
в Центральной Азии, если вдруг возникнет такая необходимость. По его мнению, обстрелы Сирии в апреле-мае «со всей очевидностью показали «двойные стандарты Запада»».
— Более того,
последние события еще раз продемонстрировали, что США и их союзники оказывают прямую помощь ИГИЛ,
— сказал он. — События в Узбекистане 2005 года, Кыргызстане 2010 года, Таджикистане в 2012-2013 годах наглядно показали, что Запад будет исходить исключительно из собственных геополитических интересов.
Политолог Константин Сыроежкин в числе прочего отметил, что все отчетливее проявляется стремление многих членов ШОС «сохранить геополитический нейтралитет». То есть отдалиться от противоречий между государствами-членами ШОС и «коллективным Западом», равно как и от двусторонних противоречий между государствами-членами.
Причем если раньше находящимся в очень непростых отношениях с США России и Китаю удавалось как-то склонить на свою сторону других членов организации, сегодня это стало более проблематично.
— Позиция Индии в ШОС как «не западной, но и не антизападной страны» весьма привлекательна
и для остальных членов организации. Особенно в условиях усиливающегося нажима США на Россию и Китай, — считает Сыроежкин.
В итоге, по словам политолога, такая политика «ведет не только к утрате солидарной позиции ШОС, но и усложняет процедуру выработки каких-то общих решений».
— Другими словами, все отчетливее видится
перспектива ШОС – превращение организации в недалеком будущем в «клуб по интересам»,
— заявил он.
Во-вторых, с расширением ШОС обострилась одна из «родовых проблем» организации – каковы ее миссия и география приложения усилий.
— С включением Индии и Пакистана в состав постоянных членов ШОС вышла за пределы традиционного центрально-азиатского формата. Причем не только географически, — сказал Сыроежкин.
Следовательно, в своем расширенном составе
организация должна уметь реагировать на различные угрозы не только в Центральной, но и в других регионах Азии
— Здесь возникает сакраментальный вопрос, способна ли ШОС это делать. Особенно с учетом того, что выработка солидарной позиции по тому или иному вопросу весьма затруднительна. Я думаю, вопрос риторический, — посетовал политолог.
Не менее существенна и другая фундаментальная проблема, связанная с будущим организации – как будет себя позиционировать ШОС в дальнейшем как региональная или глобальная организация.
Продолжение следует