Казахи поминают умершего через 7 дней после смерти, это называется жетісі; через 40 дней – қырқы и через 100 дней – жүзі. Ас – поминки, которые казахи проводят через год после кончины человека. Эту традицию также называют «ас беру» (большое угощение), «ас өткізу» (проведение поминок).
Традиция «ас» по праву занимает место среди самых древних. «Ас» подразумевает понятие перехода. Люди переходят в другое состояние, прощаются с горем.
Деградация технических специалистов: кто виноват в авариях в Казахстане?
Еще греческий историк Геродот писал о предках казахов саках-скифах:
«Когда умирает чей-нибудь отец, все родственники пригоняют скот, закалывают его, мясо разрубают на куски… Жертвоприношения совершает сын в честь отца, подобно тому, как это происходит на поминальном празднике у эллинов. Этих людей также считают праведными, а женщины у них совершенно равноправны с мужчинами».
Историк Алексей Левшин, автор книги «Описание киргиз-казачьих, или киргиз кайсацких орд и степей», приводит такую информацию:
«Казахи несколько раз поминают своих родственников, и обряд сей наблюдается ими весьма точно. Поминки совершаются после смерти чрез 40 дней, чрез 100 дней и чрез год; а у иных и чрез 9 лет.
Важнейшими почитаются те, которые делаются по происшествии года
Случай сей требует необходимого и богатого при разделе имения покойника. Старший в семействе непременно отделяет часть на поминки, родственники со своей стороны также жертвуют для сего празднества, кто чем может.
Если оно несоответственно богатству или званию умершего, то наследники подвергают себя укоризнам встревоженной тени его и покрываются стыдом в глазах у знакомых.
У богатых людей годовые поминки чрезвычайно дорого стоят. Пригласив множество гостей, выслушав молитву за упокой души усопшего, призвав тень его и вычислив знатнейшие его подвиги в жизни, они
закалывают белую лошадь, варят ее и присоединяя к прочим, заранее приготовленным кушаньям,
начинают ее есть и пить кумыс.
Потом приступают, так же как на свадебных пирах, к играм, скачкам, песням и разным другим забавам. Отличающиеся проворством и искусством получают от хозяев награды и иногда весьма значительные».
Адольф Янушкевич, несколько раз встречавшийся с Кунанбаем, отцом великого казахского поэта и мыслителя Абая, в письме своим родственникам писал:
«Казахи, даже очень богатые, много тратят на поминки.
Кунанбай, например, оценивает последний обряд после смерти брата в 200 коней
Он зарезал 63 коня и 200 баранов, а что стоили призы для байги, сколько вышло сахара, чая, риса – того и сосчитать точно не может».
Потомки именитых и богатых личностей проводят ас с большим размахом. Ученый Халел Аргынбай в своих трудах приводит сведения о том, что
на поминках батыра Сырыма Датулы было принесено в жертву 2500 овец, до 200 лошадей, до 5000 ведер кумысу
и множество разных других вещей, розданных отличнейшим наездникам, стрелкам и борцам.
На поминках в память батыра Хангильды было употреблено 5000 овец, до 250 лошадей и прочее. И естественно, на всех этих поминках проводились айтысы акынов, скачки на дальние расстояния, состязания борцов, стрельбы из лука и соревнования бегунов.
О том, что казахский ас не проходит без песен, написал в поэме «Кулагер» знаменитый поэт Ильяс Жунсугурулы:
Әндермен әсем-әсем Ақан серің
Қаратты ауызына астың елін;
Өлеңге сұлулықты қосты талай:
«Ақмарқа», «Ардагерім», «Тастүлегім».
…
Мелодии Акан сере взлетали ввысь
Он слушать себя заставил всю степь;
Исполняя «Акмарка», «Ардагер» и «Тастулек»,
И этим песням внимала казахская степь.
(перевод с казахского Б. Оспан — прим. ред.).
Казахская традиция ас была показана в фильме режиссера Булата Мансурова по одноименной поэме И. Жансугирулы.
Казахи всегда проводили поминки по ушедшим из жизни. Бывало и так, что они проводили ас памяти близких друзей, представителей других национальностей.
В известной книге писателя Азильхана Нуршаикова «Истина и легенда» описан такой случай. Автор спрашивает Бауржана Момышулы:
«Скажите, Бауке, когда умер Серебряков? После войны?» (Серебряков И. И. — командир 8 гвардейской стрелковой дивизии гвардии, полковник – прим. автора).
Б. Момышулы: «Он умер через год после войны в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Я узнал об этом потом. Мы, его боевые товарищи, установили на его могиле памятник. Перед открытием памятника я специально поехал в Москву, выразил соболезнование его супруге, возложил цветы на его могиле.
– Валентина Николаевна, по казахской традиции через
год после кончины человека проводят ас – поминки. Прошел год, как ушел из жизни Иван Иванович. Пригласите самых близких его друзей. Я проведу ас по моему другу.
Вдова Серебрякова не знала, верить или не верить мне.
– Ой, Бауржан, для этого же много денег нужно, – сказала она, качая
головой.
– Не беспокойтесь, все расходы я беру на себя, – сказал я.
– Пригласите сегодня же.
На следующий день в доме Серебрякова собрались все друзья Ивана Ивановича. Так я провел ас по Серебрякову. К сожалению, я не смог провести поминки по генералу Панфилову, который был мне как отец. Тогда я был на войне».
Традиция и по сей день живет в казахских семьях.