На кого из акимов и министров чаще всего жалуются? На тех, при ком была динамика в развитии регионов и ведомств. А больше всего конфликтов разгорается вокруг тех госуправленцев, которые работают лучше всех, уверен политолог Данияр Ашимбаев.
Грядут серьезные перемены на политическом Олимпе — Ашимбаев
— Жомарт Ертаев выступил с заявлением, представ в амплуа сторонника евразийской интеграции. Это наводит на мысль о том, что скандал вокруг RBK перетекает из внутриполитического во внешнеполитическое поле.
— Беззастенчивый самопиар – это часть реноме Ертаева. Помнится, выводя на рынок «Альянс Банк», он еженедельно давал СМИ по полдюжины интервью, в которых рассказывал, что он самурай и живет по кодексу бусидо.
Поэтому его недавнее заявление я бы списал на саморекламу
Ту самую, благодаря которой он все еще остается востребованным в банковском менеджменте, несмотря на то что три ранее управлявшихся им банков имели и имеют большие проблемы.
Думаю, что на казахстанско-российские отношения эти заявления никак не повлияют. Тем более, что
это не первый случай, когда заинтересованные стороны хотят придать спору хозяйствующих субъектов характер межгосударственного конфликта
Когда у владельца группы компании «Титан» Александра Сутягинского возникли проблемы с нашим законом по поводу вывода им активов из казахстанских предприятий, его брат, депутат Госдумы Михаил Сутягинский,
устроил шумиху, что в Казахстане «прессуют» российский бизнес. Хотя никакого отношения к бизнесу РФ эта история не имела
Я бы рассматривал заявления Ертаева исключительно как пиар, без какого-либо политического подтекста.
В то же время очевидно, что к скандалу вокруг банка RBK, проблемы в котором образовались не только благодаря Ертаеву, причастны и другие лица. Пока эта
непубличная сторона дела сегодня представляет особый интерес и, скорее всего, станет предметом торга
между Ертаевым, силовиками, акционерами банка и так далее. Как здесь карта ляжет – пока прогнозировать сложно, поскольку имена и персоны, как мы уже говорили ранее, затронуты очень серьезные.
— Межклановые войны, которые ведут казахстанские элитарии последние 1-1,5 года, ярким проявлением которых стали банковские скандалы, больно бьют по жизнеспособности казахстанской экономики и престижу госвласти. Неужели ни у кого нет осознания разрушительного воздействия этих «междоусобиц» на нацэкономику и государство, и в конце концов, политической воли прийти к некоему межэлитному консенсусу?
— Какие год-полтора?
Интриги, доносы, жалобы, конфликты, скандалы – это важнейшая составляющая часть казахстанской политистории
Как минимум, эту тенденцию можно отследить, начиная с 1917 года — с момента образования самостоятельных правительств в Казахстане. Полагаю, это отличительная особенность нашего менталитета.
Как только наши люди овладели письменностью, сразу начали писать друг на друга доносы и жалобы
во всевозможные инстанции. Конечно, все это мешает экономике. Однако экономика в нашем, казахстанском, случае является функцией производной. Сама система принятия решений, регламентирующая функционирование и экономики, и политики, достаточно своеобразна.
К примеру,
в основе грамотного инвестиционного проекта может лежать простое желание получить «откат»
И что примечательно, одно другому не мешает. В результате некоррумпированный чиновник просто не может работать в этой системе. И как правило,
больше всего скандалов разгорается именно вокруг тех госуправленцев, которые работают лучше всех
Вспомним, на кого из акимов и министров чаще всего жалуются? На тех, при ком была динамика в развитии регионов и ведомств и кто брал на себя ответственность за принятие решений. Это и Нурлан Нигматулин в бытность его акимом Карагандинской области, и Крымбек Кушербаев, когда возглавлял Мангистауский регион, и сегодня, когда руководит Кызылординским, и Ахметжан Есимов.
Пожалуй,
если бы они сидели сложа руки, то и нареканий в их адрес было бы гораздо меньше
Конечно, можно поставить во главе региона, министерства или всего правительства «овощ». Он и критики на себя вызывать не будет, потому что и делать ничего не будет. И мы с такой ситуацией неоднократно сталкивались, когда то или иное ведомство или регион возглавлял человек «приятный во всех отношениях», но и толку от него не было.
Таким образом, скандалы,
интриги и коррупционные элементы – это, по сути, важнейшая и неотъемлемая часть нашей политсистемы
Получается, что без них никак нельзя.
То ли это менталитет такой, то ли было «вшито» в ДНК системы изначально
Отмечу, что скандалы в банковском секторе продолжаются отнюдь не полгода-год. Проблемы в «Банке Астаны», к примеру, можно отследить, начиная с крушения АО «Астана Финанс», преемником которого этот банк, по сути, и является.
Признаки трудностей в «Эксимбанке» проявились еще в 2017 году, когда его начали покидать видные топ-менеджеры.
Конфликты в Банке RBK также длились достаточно долго и связаны были с составом акционеров
Многим казахстанским банкам, проблемность которых стала очевидна для всех только сегодня,
агентства Standard & Poor’s и Fitch постепенно понижали рейтинги в течение последних нескольких лет
Однако о проблемах этих банков заговорили только сейчас, хотя все эти данные и рейтинги находятся совершенно в свободном доступе.
В конце концов, те страсти, которые кипят сегодня по поводу вышеперечисленных банков, ничуть не ярче и масштабнее, чем те, что кипели в свое время по поводу приватизации БТА Банка, падения Альянс Банка и так далее.
Что ни год, то в Казахстане возникает скандал вокруг какого-нибудь банка, за которым торчат уши VIP-персон
Это наша традиция – видимо, без нее уже никак нельзя.
— Что же делать простым вкладчикам ввиду такой пагубной «традиции»?
— Жаль, конечно, что страдают интересы простых вкладчиков. На их месте при выборе банка я обращал бы внимание не на рекламу, а на политическую обстановку. Изучил бы состав акционеров и определил их устойчивость и влиятельность внутри политической системы.