Проигнорировав уговоры западных партнеров, Дональд Трамп объявил о выходе США из иранской ядерной сделки и реактивации режима санкций против Ирана с добавлением новых. Каких последствий ожидать миру от столь «решительного» шага?
Эксперты прогнозируют усиление экономического давления и ограничение ядерной программы Ирана.
Это заставит Иран прекратить поддержку режима Асада в Сирии
и не позволит распространять свое политическое влияние на Ближнем Востоке.
Но есть и другие обстоятельства, которые только усложняют общую ситуацию.
Чтобы ранее введенные санкции заработали так, как было задумано, на пределе сил работал Конгресс США и два президента – Джордж Буш и Барак Обама. На это ушло не менее 10 лет.
А вот восстановление былого экономического давления на Иран может стать для Трампа более сложной задачей, если учесть, что практически все
ключевые геополитические игроки (включая самых близких — Макрона и Меркель) настроены против намерений Трампа
Сами американские конгрессмены говорят, что
ранее подобного юридического эксперимента в истории США не было
Судя по информации из различных источников, разработано неисчислимое количество различных положений и инструкций, сотни федеральных законов, подписано 12 указов.
Когда иранская ядерная сделка вступила в силу и администрация Барака Обамы приступила к ее реализации, пришлось доработать или переписать ряд федеральных законодательных актов,
чтобы исключить из санкционных списков 400 персон, компаний и государственных органов Ирана
При этом Белый дом опубликовал сотни страниц с детальными описаниями условий и положений сделки с разъяснениями для целевой аудитории, среди которых были мировые лидеры и бизнес.
Трамп сделал заявление, а значит, должен последовать юридический документ – исполнительный указ президента США, который юридически закрепит объявленное.
Если Конгресс и администрация не внесут очередные поправки и дополнения в федеральную нормативно-правовую базу, не опубликуют подробную информацию о масштабе, охвате и механике возобновленных и новых санкций, может возникнуть хаотическая ситуация.
Другими словами,
мировые лидеры и частный бизнес должны быть предупреждены, как их накажут США,
если они будут сотрудничать с Ираном теперь, когда Трамп объявил о выходе из сделки.
Между тем крупные международные банки и финансовые корпорации, которые боятся американских надзорных органов, могут начать действовать уже сейчас, лишь бы поддержать объявление Трампа.
Тем временем некоторые ранее принятые исполнительные указы президентов США истекают 12 мая, часть – в июле. А значит, как минимум до июля неопределенность в связи с отсутствием юридических формальностей будет оставаться.
Еще одна задача, которая стоит перед Трампом —
как возобновить санкции против чиновников, компаний и целых министерств, которые были исключены из санкционных списков,
когда иранская ядерная сделка вступила в силу. Исходя из этого, должен быть включен механизм реактивации старых списков или составления новых, причем оба процесса, с учетом изложенного выше, растянутся по времени.
Прошлые санкции, наложенные Бушем и Обамой, были целевыми – персон, компании и госорганы включали в санкционные списки за связи с иранскими ядерными разработками или за финансирование таковых.
Тем не менее Иран полностью выполняет обязательства по сделке: это подтверждают и эксперты МАГАТЭ, и люди самого Трампа. Следовательно, у Вашингтона нет аргументов, что те, кто был исключен из списков, сегодня имеют отношение к иранской ядерной программе.
Трампу придется искать новые обоснования для определения компаний, на которые будут налагаться санкции
Из всех госорганов США только Казначейство располагает определенной свободой и широтой полномочий, чтобы наложить санкции на банковский сектор Ирана прямо сейчас. Конечно, это ведомство найдет достаточно юридических обоснований для подобных мер, но все это займет массу времени и ресурсов.
В дополнение к сказанному выше: возникла еще одна проблема – Трамп должен сделать так,
чтобы новые санкции не отключили Иран от современного телекоммуникационного оборудования и услуг
Как известно, в этой связи в конце 2017 года в Иране случились массовые протесты. Напомним, в технологичную вторую декаду 2000-х годов там массово фигурировали современные средства приема-передачи информации, которые стали поступать в Иран в 2014-2015 гг. по лицензиям, которые выдавало Казначейство США.
Тогда иранская ядерная сделка была близка к конечному оформлению, а в качестве политического обоснования для выдачи лицензий госорганы США выступили со следующим заявлением:
«…чтобы иранцы могли открывать мир, выражать себя и иметь возможность призвать иранский режим к ответу…»
После иранских протестов конца 2017 года секретарь Казначейства Стивен Мнучин отметил, что Штаты будут оказывать поддержку тем лицензиям, которые были выданы в вышеуказанный период и в рамках которых в Иране появились смартфоны, планшеты и программное обеспечение.
Скорее всего, выход США из иранской сделки не вызовет автоматического отзыва лицензий. Но
законопослушные телекоммуникационные компании будут чувствовать себя весьма неуютно
без официально составленных и распространяемых пояснений о том, как им продолжать вести бизнес с Ираном в условиях новых санкций.
Нормативно-правовые вызовы внутри самой Америки не могут скрыть проблемы на дипломатических фронтах. Трампу придется убеждать мировых лидеров и бизнес свернуть начавшиеся возрождаться или заново формироваться деловые связи и операции с Ираном.
С 2006 по 2015 гг. администрации Буша и Обамы провели весьма изощренную и многостороннюю дипломатическую кампанию
с целью склонить страны и корпорации присоединиться к американским санкциям против Ирана
Десятки стран ввели собственные санкции против этой страны, как правило, запрещающие их компаниям работать с Ираном. Некоторые правительства уклонились от формального объявления и ввода санкций, но их МИДы склонили бизнес своих стран разорвать экономические отношения с Ираном, потому что были опасения по поводу ядерных разработок Ирана.
Сможет ли Трамп обеспечить себе такой же дух союзнической кооперации – вопрос открытый
Потому что Трамп пока не показал навыков и умения вести сложные многоходовые дипломатические партии.
Еще одним крупнейшим дипломатическим вызовом перед Трампом станет нефть. То есть необходимость убедить покупателей иранской нефти сократить объемы или отказаться от таковых вообще. Это весьма успешно организовала администрация Барака Обамы в 2012 и 2013 годах.
Тогда покупатели иранской нефти сократили закупки на 50%, по бюджету Ирана это был страшный удар
Европа от импорта иранской нефти отказалась полностью. Китай, Индия, Япония и Южная Корея сократили объемы закупок на сотни тысяч баррелей в сутки. Те страны, которые продолжали импортировать иранскую нефть, договорились со Америкой, что будут держать деньги, предназначенные Ирану за его нефть, на временно блокированных депозитных счетах, чтобы лимитировать доступ Ирана к доходам от продаж нефти.
В начале 2016 года санкции с Ирана были сняты, в 2017 экспорт нефти стал нарастать и достиг примерно 273 тыс. тонн в сутки. Китай и Индия — самые крупные импортеры иранской нефти. Значительные объемы отгружаются в Японию, Южную Корею и некоторые страны Европы.
С учетом напряженных отношений США и КНР, последняя вряд ли откажется от поставок качественной и дешевой нефти
К сказанному выше можно добавить, что Трамп должен будет как-то убеждать Европу, потому что в период с 2015 по 2017 годы импорт иранских товаров (самым главным из которых является нефть) вырос примерно на 800%, в то время как экспорт из Европы в Иран вырос более чем на 4 млрд евро в год.
Инвестиции в экономику Ирана с энтузиазмом возобновили крупные европейские компании. Например, французский нефтегазовый конгломерат «Тоталь» объявил, что
планирует инвестировать $1 млрд в крупнейшие оффшорные газовые месторождения Ирана
Европа, в случае появления коллективной воли, всегда сможет немного смягчить последствия от новых американских санкций, если не подорвать их. А конкретно — в банковском секторе, разрешая проводить финансовые транзакции, связанные с Ираном через Центробанк ЕС.
Более того,
экономическое давление на Иран потребует дипломатической работы с Россией и Турцией
Россия объявила о планах инвестировать в экономику Ирана до $50 млрд. Пока непонятно, как поведет себя Турция, разочарованная в Европе и США. А Запад, в свою очередь, подозревает страну в теневом пособничестве Ирану.
В дополнение к внутренним нормативно-правовым и внешнеполитическим последствиям от последнего заявления Трампа добавляется и международно-процедуральный вопрос.
Весь мир знает, что санкции США против Ирана всегда были более жесткими, нежели меры, наложенные на Иран ООН. Большинство санкций были сняты с принятием Резолюции Совбеза ООН № 2231 (2015), одобрившей иранскую сделку.
Как авторитетный член Совбеза ООН,
США могут в одностороннем порядке потребовать восстановления санкций ООН против Ирана
по основаниям, предусмотренным международным законодательством.
У ООН есть уполномоченный орган в области надзора за ядерной энергетикой во всем мире. Это МАГАТЭ, которое по условиям сделки регулярно и весьма тщательно инспектирует и проверяет выполнение Ираном своим обязательств по сделке.
К слову,
важной частью иранской сделки является принятие Казахстаном на своей территории хранилища топлива для АЭС
под эгидой МАГАТЭ.
Агентство неоднократно отмечало, что Иран своим обязательствам по сделке соответствует, а значит Вашингтон скорее всего не обеспечит себе политической поддержки на этом уровне.