Сначала банки рисуют нереальные балансы, а затем просят денег у государства на оздоровление.
В 2017 году Нацбанк выявил 511 административных правонарушений со стороны банков второго уровня и наложил 232 штрафа. Но нарушения продолжились:
только за апрель 2018 года взыскания на банки за накладывались 45 раз
Это на треть чаще, чем годом ранее. В итоге из 45 случаев выявления нарушений 27 закончились наложением штрафных санкций в размере 67,4 млн тенге (для сравнения, годом ранее было всего 544,6 тыс. тенге).
Одно из самых распространенных административных правонарушений среди банков (26,7% от всех нарушений) — представление банком недостоверной отчетности регулятору, НБ РК.
Как объясняет экономист Магбат Спанов, существуют пруденциальные нормативы, и если банк им не соответствует, его определяют в зону риска. Но банкам это невыгодно, потому что вкладчики, физические и юридические лица, сразу начинают выводить деньги из того или иного банка.
— Поэтому банки и идут на нарушения, чтобы продолжить свою работу,
(ведь они целиком и полностью зависят от вкладчиков) и не оказаться в такой незавидной ситуации, как «Банк Астаны».
Топ-менеджмент банка не заинтересован показывать реальную ситуацию,
— отмечает он.
Реальная ситуация такова, что
банкам не под силу соблюсти все требуемые от них нормативы
Причина в слабой экономике.
— У нас ненормальная макроэкономическая система:
Все это приводит к нарушениям в различных сферах жизни — что в экономике, что в политике. Что касается банков, и «Банк Астаны» шел на эти нарушения, хотя просто оказался не в том месте не в то время, — подчеркивает Спанов.
По словам экономиста Асета Наурызбаева, ситуация с искажениями в отчетности БВУ РК — явление весьма серьезное. И оздоровление банковской системы 2017 года наглядное тому подтверждение.
— У банков есть определенные требования по капиталу. Когда формируются очень большие провизии, то есть плохие кредиты, эта провизия вычитается из капитала и его начинает не хватать. Все это грозит банкам отзывом лицензии. Поэтому
всяческими способами банки улучшают качество кредитов, рисуя нереальные балансы,
— отмечает он.
Чтобы у банков не появлялось плохих кредитов, нужны превентивные меры. Однако существуют две причины, стопорящие весь процесс.
— Первая — высокие ставки по кредитам. Поэтому кредиты ухудшаются автоматически. Вторая — Нацбанк очень ограничивает механизм выдачи кредитов и остается не так много тех, кому можно выдавать деньги. В этом случае банки начинают оценивать не по бизнесу, а по формальным признакам, соответствующим нормативу, и готовы дать кредит более рискованному заемщику, хотя могли бы дать хорошему. Но нормативы не позволяют, — говорит Наурызбаев.
По мнению Спанова, чтобы банки в РК работали более эффективно, нужны реформы не только в банковской системе, но и во всей экономической модели.
— У нас должна быть сменяемость и подконтрольность власти, выборность акимов. А если предприятие по сути банкрот, его нужно не «тянуть», а банкротить. И
если банк не справляется, его нужно сделать банкротом, а не спасать государственными деньгами,
— заключает он.