По итогам апреля складывается впечатление, что ставки действующего премьера Бакытжана Сагинтаева понизились. Это подтверждают результаты экспертного опроса ОФ «Стратегия». Ожидать ли рокировок в правительстве? Расскажет кадровый аналитик Ербол Едилов.
Сначала на совещании по итогам деятельности Нацбанка за 2017 год президент подверг резкой критике работу QazaqBanki. Примечательно, что среди его акционеров значится бывший, как теперь выясняется, зять премьера Бахыт Ибрагим (ходят также слухи о его задержании), пишет Содружество.
Далее Общественный фонд «Стратегия» опубликовал результаты экспертного опроса по оценке работы кабмина во главе с Бакытжаном Абдировичем, в котором ему присвоено 2,33 балла, то есть неудовлетворительная оценка.
Среди недостатков кабмина названы «безынициативность, несамостоятельность и зависимость от Администрации президента
А также слабая ответственность и отсутствие весомых экономических результатов. Все это является следствием отсутствия четкой собственной правительственной программы экономического развития страны и выражается в падении реальных доходов населения».
— Как вы считаете, следует ли ожидать отставки правительства? Кто может претендовать на позицию премьера?
— Сразу хочу оговориться, что Бакытжан Сагинтаев – опытный, компетентный и энергичный управленец. Однако на нынешнем этапе
требуется, чтобы в правительство пришла команда со своей экономической программой
Что касается вопроса о претендентах на кресло главы Кабинета министров. Недавно на своем Телеграм-канале я провел опрос по поводу кандидатуры нового премьера.
Вот результаты:
Таким образом, среди наиболее вероятных кандидатов на пост главы кабмина называется Аскар Мамин
— Почему именно эти персоналии были «номинированы» как кандидаты на должность главы правительства? Вероятно, это связано с их выдающимися заслугами в курируемых отраслях?
— В пользу Аскара Мамина говорят его связи – по общему мнению, он входит в команду нынешнего руководителя Администрации президента Адильбека Джаксыбекова. Помимо этого Аскар Узакпаевич одноклассник нынешнего председателя КНБ Карима Масимова.
К тому же ему удалось добиться хороших результатов в той сфере, которую он курирует в должности первого вице-премьера, – развитие транспортной инфраструктуры и логистики.
Национальная компания «Казахстан Темир жолы», курируемая Аскаром Узакпаевичем, успешно реализует поручения президента по расширению казахстанской портовой и морской инфраструктуры на Каспии.
Можно также отметить успехи Министерства по инвестициям и развитию, где в должности первого вице-министра работает Роман Скляр, также традиционно причисляемый к людям первого вице-премьера.
Таким образом,
команда Аскара Мамина демонстрирует слаженную, эффективную и продуктивную работу
в сфере индустриализации, строительства транспортной инфраструктуры, развития инновационных проектов. Это делает его одним из наиболее вероятных претендентов на должность премьер-министра.
Что касается Исекешева, его очевидным преимуществом является информационная открытость и способность оперативно реагировать на общественные запросы.
Стиль его работы импонирует гражданскому обществу
Тимуру Аскаровичу удалось создать в лице НПП «Атамекен» «де факто» министерство по делам предпринимательства – аналогов этой структуры по авторитету и эффективности нет, пожалуй, нигде на постсоветском пространстве. К тому же Тимур Кулибаев имеет большой политический вес.
Наконец, Ерболат Досаев. Примечательно, что он вышел из бизнес-среды, будучи одним из руководителей корпорации «Акцепт», – одного из успешнейших бизнес-проектов 90-х годов, принадлежавших Нурлану Каппарову. В этой корпорации также работал Карим Масимов.
— Еще одной структурой, от которой ожидаются новости о реформах, является Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына». В апреле, выступая на заседании Совета по управлению Фонда, президент дал поручение оптимизировать управленческие звенья в холдинге. А буквально на днях зампред ФНБ «Самрук-Казына» Алик Айдарбаев вошел в состав Совета директоров национальной компании «КазМунайГаз». Является это сигналом к началу передела сфер влияния в нефтегазовом секторе?
— Полагаю, как такового передела ожидать не следует. Иное дело, если бы Айдарбаев стал председателем Совета директоров КМГ, а сейчас он рядовой член совета, такой же, как, например, Узакбай Карабалин.
Однако отмечу следующую коллизию, которая
свидетельствует о наличии некоторой конкуренции в отношениях между Айдарбаевым и группой Кулибаева
В 2011 году, когда пост председателя «КазМунайГаза» покинул Каиргельды Кабылдин, эту позицию прочили Алику Айдарбаеву, занимавшему тогда позицию управляющего директора нацкомпании. Однако как раз в этот момент холдинг «Самрук-Казына» возглавлял Тимур Кулибаев, назначивший в «КазМунайГаз» Болата Акчулакова.
Однако эта упущенная возможность в конце концов обернулась в пользу Айдарбаева. Как известно, после жанаозенских событий в декабре 2011 года, руководство ФНБ «Самрук-Казына», «КазМунайГаза» и «Разведка Добыча «КазМунайГаз» было отправлено в отставку.
После этого Айдарбаев возглавил АО «Разведка Добыча «КазМунайГаз». Вместе с Ляззатом Кииновым, назначенным президентом Национальной компании «КазМунайГаз»,
Айдарбаев тогда получил некий карт-бланш на осуществление мер по стабилизации ситуации в трудовых коллективах,
в том числе входящего в РД «КазМунайГаз» «Озенмунайгаза».
Надо отметить, что интересы Айдарбаева и группы Кулибаева пересеклись еще раз. Уходя из РД «КазМунайГаз», Али Айдарбаев продвинул на эту позицию Абата Нурсеитова. Однако после того, как замом Сауата Мынбаева в «КазМунайГазе» стал экспат Кристофер Хопкинсон, Нурсеитов покинул руководящую позицию в РД «КазМунайГаз».
Поговаривали, что якобы из-за этого у Айдарбаева с Мынбаевым наметились трения.
Вероятно, прежние противоречия и сегодня будут создавать напряженность между этими двумя группами
— Малозамеченными остались апрельские перестановки в силовом блоке, в особенности тот факт, что опытнейший силовик Владимир Жумаканов оказался фактически без назначения.
— Полагаю, что тут сказывается возраст – в нынешнем году Владимиру Зейноллаевичу исполняется 63 года. А сегодня самым массовым и востребованным трендом в казахстанской кадровой политике является омоложение госаппарата. Поговаривали, что Жумаканову прочат пост главы одного из силовых ведомств, но по моим сведениям, он уже получил должность советника председателя КНБ.