Казахстан еще не нарастил достаточно «мускулов», чтобы влезать в конфликт между великими державами.
Усиление противостояния между геополитическими лидерами ставит перед Казахстаном дилемму: придерживаться прежней политики многовекторности или кого-то поддержать в этой схватке? По мнению политолога Булата Султанова, выбор очень сложный.
— Мы наблюдаем противостояние двух концепций мироустройства: «однополярного мира», который сохранился после распада СССР и полицентричной системы мира. Россия высказалась против отводившейся ей Западом роли статиста при принятии важнейших решений, в том числе затрагивающих интересы ее безопасности. Китай, в свою очередь, тоже не согласен с этой ролью.
Пекин недоволен тем, что все важные мировые решения принимаются Всемирным банком, Всемирной торговой организацией
и другими экономическими и финансовыми системами, созданными Западом. И
как только Китай начинает больше торговать, на него тут же обрушиваются санкции
Его обвиняют в демпинге. А последним решением США было повышение пошлин на ввозимые товары из Китая, стали и других металлов. Хотя этот шаг противоречит всей системе ВТО, — говорит политолог.
По его словам, возникновение других региональных структур, среди которых ШОС и БРИКС, позволяют менять общемировую систему миропорядка и добиваться более справедливых политических решений. А возникновение «Экономического пояса шелкового пути» бросает вызов сложившейся ситуации международных торговых маршрутов из юго-восточной Азии на запад и обратно.
— Зарождается кризис модели однополярного мироустройства. Он будет неизбежно сопровождаться общим обострением международных отношений и перегруппировкой, как в экономической, так и в политической системах мира. Однако
США будут пытаться сохранить глобальное господство любыми способами, включая военный
Лично меня беспокоит, что в соответствии с новой стратегией национальной безопасности США, провозглашенной Трампом в декабре 2017 года,
Россия, Китай, Северная Корея и Иран объявлены соперниками США, бросающими вызов американским интересам,
ценностям и благосостоянию. А если учитывать, что Казахстан граничит с Россией и Китаем, а на Каспийском море и с Ираном, это весьма напрягает, — замечает Султанов.
По его словам, коллективный Запад сегодня уже перешел черту в попытках установления либеральных ценностей на Ближнем и Среднем Востоке. И для Казахстана это трепетная тема, учитывая, что большинство населения страны являются мусульманами.
— Никто не ожидал, что Россия вмешается в войну в Сирии. Поэтому западная элита выбрала Россию в качестве мишени: там считают, что ее нужно наказать за отказ играть по западным правилам, как это было при Ельцине. Некоторые эксперты, в свою очередь, убеждены, что жесткость запада по отношению к России обусловлена желанием запугать Китай, чтобы, как говорится, он знал свое место. Однако, как недавно заявил немецкий политолог-международник Александр Рар,
загонять Россию в угол нельзя, иначе мир рискует скатиться к хаосу и третьей мировой войне,
— рассказывает Булат Султанов.
Казахстану нужно определиться, какие предпринимать шаги, чтобы не втягиваться в современный конфликт.
— На мой взгляд, Казахстан должен продолжать строить внешнюю политику на основе многополярности и прагматизма. Потому что мы не накопили достаточно мускулов, чтобы влезать в конфликт между великими державами.
Мы должны сохранять баланс отношений в первую очередь со своими территориальными соседями — Россией, Китаем и Центральной Азией
Это с одной стороны. А с другой — с Европейским Союзом и США. Мы должны сохранять прагматичный баланс, не забывая о позитивном нейтралитете в отношении своих партнеров по ЕАЭС, ОДКБ (Организация Договора о коллективной безопасности) и ШОС (Шанхайская организация сотрудничества), — говорит политолог.
Он поясняет, что внешнеторговый оборот Казахстана в 2017 году составил 77 млрд 646,8 млн долларов.
При этом взаимная торговля РК со странами ЕАЭС составляет 17 млрд 359,6 млн долларов. Это 36% внешнего торгового оборота Казахстана.
Взаимная торговля Казахстана с Россией составляет 15 млрд 988,1 млн долларов. То есть 20,59%.
Что касается торговли с Китаем, объем торговли Казахстана с ним, по данным китайских статистических служб, составляет 18 млрд долларов, это 23,18% торгового оборота.
Объем торговли Казахстана с ЕС составляет 30 млрд долларов — 36,8% товарооборота Казахстана.
— Эти цифры говорят о том, что мы должны поддерживать отношения со всеми этими игроками, и в первую очередь с нашими главными торговыми партнерами — Китаем, Россией и ЕС, — утверждает Булат Султанов.
Кроме того, по словам эксперта,
Казахстан должен оказывать поддержку России на уровне региональных организаций
— В том числе и в рамках ОДКБ. И если Россия, как член этой организации, подвергнется внешнему нападению, Казахстан в соответствии с договором этой
https://365info.kz/2018/04/mezhdu-dvuh-ognej-kak-kazahstanu-ne-stat-regionom-upravlyaemogo-haosa-politolog/
организации обязан встать плечом к плечу с Россией и другими ее членами для совместного противостояния внешнему агрессору. И здесь не должно быть никаких сомнений. В противном случае ОДКБ надо распускать, — заключает Булат Султанов.