В ближайшее время структура и задачи Министерства иностранных дел Узбекистана будут кардинально изменены. Шавкат Мирзиёев создал 5 новых управлений в составе ведомства. Каковы причины столь глобальной «перестройки» и что от нее ожидать?
Анализ фактического положения дел в системе министерства свидетельствует о наличии ряда серьезных проблем, препятствующих эффективной реализации возложенных задач. И прежде всего в сфере защиты и продвижения внешнеэкономических интересов государства, сообщает Sputnik.
Неудовлетворительным остается уровень оперативности и качества оказываемых госуслуг в деятельности консульских учреждений, в области обеспечения эффективной защиты прав и интересов физических и юридических лиц Узбекистана за рубежом.
Неэффективность кадровой политики, низкий уровень стимулирования и соцзащиты работников ведомства
значительно ограничивают возможности по формированию профессионального дипсостава, снижают престиж дипломатической службы и приводят к оттоку квалифицированных специалистов.
Документ определяет 9 основных направлений реформирования системы Министерства иностранных дел. В частности,
запланированы коренной пересмотр и совершенствование нормативно-правовой основы деятельности,
организационно-штатной структуры министерства и всех загранучреждений с акцентом на продвижение «экономической дипломатии». Кроме того, предусмотрено активное использование инструментов «публичной дипломатии» и кардинальный пересмотр кадровой политики.
Более того, будут сформированы новые механизмы обеспечения защиты прав и законных интересов граждан, поддержания диалога с соотечественниками за рубежом и их активного привлечения к реализации торгово-экономических, культурно-гуманитарных и социальных проектов и программ.
Государство также намерено улучшить материальное стимулирование и соцзащиту работников органов дипслужбы, создать достойные условия для их эффективной работы.
Еще одно направление —
внедрение новых методов в деятельность МИД, направленных на расширение экспорта отечественных товаров,
работ и услуг, привлечение инвестиций, передовых технологий и туристских потоков в страну.
Это Главное управление внешнеэкономического сотрудничества и входящие в его структуру Управление привлечения иностранных инвестиций и средств финансово-технического содействия, Управление продвижения экспорта и внешнеторговых связей. А также Управление координации деятельности межправительственных комиссий и Управление международного сотрудничества в сфере развития туризма.
Кроме того, организованы Отдел по взаимодействию с соотечественниками за рубежом, Бюро переводчиков, Отдел по работе с обращениями физических и юридических лиц и в его составе Сектор по приему обращений (Call center), территориальные отделения министерства в Каракалпакстане и областях.
Часть бывших структур внешнеполитического ведомства переформатирована
Так, например, на базе пресс-службы создано Управление по связям с общественностью и средствами массовой информации, на базе Консульского управления — консульско-правовой департамент.
Служба дипсервиса превратилась в Бюро по обслуживанию дипкорпуса, информационное агентство «Жахон» — в информационное агентство «Дунё» и медиацентр, информационно-аналитический центр международных отношений — в Центр анализа и прогнозирования.
Мирзиёев также распорядился преобразовать президентский фонд «Истеъдод» (ISTE`DOD), занимающийся повышением квалификации, стажировками и обучением стипендиатов за рубежом, в Центр по подготовке специалистов за рубежом и диалога с соотечественниками с подчинением его внешнеполитическому ведомству.
Еще одной новой структурой в составе министерства станет Фонд развития органов дипломатической службы. Он создается для совершенствования механизмов материального стимулирования работников и финансирования деятельности МИД.
Перед обновленным министерством поставлен ряд первоочередных задач. Так, например, оно должно заняться
разработкой приоритетных направлений развития внешнеполитического и внешнеэкономического сотрудничества
с основными зарубежными партнерами.
Также внешнеполитическое ведомство будет разрабатывать и принимать ежегодные «дорожные карты» для загранучреждений по активной и системной работе с зарубежными странами.
Министр иностранных дел обязан ежемесячно заслушивать персональные отчеты глав загранучреждений о ходе реализации возложенных задач и утвержденных «дорожных карт» для последующего доклада президенту о достигнутых результатах и имеющихся недостатках.
В системе министерства будет введена четкая ротация. Она будет работать по принципу «профильные министерства, ведомства и органы государственной власти на местах — Министерство иностранных дел — заграничное учреждение — Министерство иностранных дел, профильные министерства, ведомства и органы государственной власти на местах».
Главой диппредставительства может быть гражданин Узбекистана, имеющий высшее образование, свободно владеющий государственным и иностранными языками, обладающий соответствующими деловыми, моральными и профессиональными качествами.
А также глубокими познаниями в области истории, культуры, национальных традиций и обычаев, сути и значения социально-экономических и общественно-политических преобразований в республике.
Все дипломатические работники и представители госорганов Узбекистана в стране пребывания, вне зависимости от своей ведомственной принадлежности и подотчетности, неукоснительно подчиняются главе дипломатического представительства и координируют с ним свою деятельность при реализации возлагаемых задач.