Падение курса рубля до многомесячного минимума, возможный технический дефолт одного из крупнейших экспортеров, миллиардные потери компаний и их владельцев – все это стало следствием очередных санкций США, наложенных на Россию 6 апреля. Трампу не удалось нанести удар в сердце российской экономики, но попал он максимально близко.
Россию санкциями не удивить: на протяжении уже 4-х лет экономика РФ находится под постоянным давлением со стороны всевозможных ограничений. Поэтому очередное расширение списка, которое произошло 6 апреля, для широкой публики осталось незамеченным
– научились жить со старыми санкциями, справимся и с новыми
Между тем волноваться было от чего: в список попали 14 компаний и 24 человека. Среди персон — Олег Дерипаска, Виктор Вексельберг, Сулейман Керимов и прочие олигархи с суммарным состоянием в 36,7 млрд долларов.
Для них включение в черный список
означает заморозку всех активов и запрет транзакций в США
Среди компаний — мировой алюминиевый лидер UC Rusal и группа компаний En+, которым запрещено вести бизнес в США, а всем их партнерам настоятельно рекомендуется не поддерживать торговые отношения.
Больше всего досталось Олегу Дерипаске: под санкции попал не только он сам, но и три его компании — UC Rusal (в 2017 году 14,4% своей выручки сделал на американском рынке – туда было продано алюминия на 1,44 млрд долларов), En+ и «Базовый элемент». С него же и началось падение системы.
Утром 9 апреля UC Rusal разместила на Гонконгской фондовой бирже сообщение, из которого следует, что компания может объявить
технический дефолт из-за введенных против нее санкций
В компании подчеркнули, что согласно первоначальным оценкам подобное развитие событий «с большой долей вероятности может оказать весьма неблагоприятное влияние на бизнес и перспективы группы компаний».
Вместе с тем, в заявлении подчеркивается, что компания продолжит действовать в интересах всех инвесторов, клиентов и партнеров и останется верной их интересам.
После этого сообщения
акции компании упали на 41%, а капитализация снизилась на 3,6 млрд долларов
К концу дня Rusal часть отыграл, но падение все равно оказалось слишком сильным – 20,35% за один день.
«Почин» алюминиевого гиганта поддержали и другие компании, связанные с олигархами из нового санкционного списка:
Удар получили и компании, которые напрямую под санкции не попали, но были задеты общей паникой
Так, акции Мечела подешевели на 19,26%, Сбербанка – на 17,04%, Роснефти – на 6,29%, Новатэк – на 6,74%. По итогам дня индекс московской биржи потерял 8,34%, рыночный индекс РТС – 11,44%.
Подешевели акции абсолютно всех компаний, входящих в список обоих индексов
Общая ситуация не могла не сказаться на российском рубле. За день доллар относительно российской валюты окреп на 4,3% (2,49 рубля), впервые с июля 2017 года подорожав до 60,65 рублей. Евро обновил 2-летний максимум, подорожав за день на 4,6% — до 74,7 рублей.
Санкции привели и к другим последствиям. Например, из En+ ушли сразу два иностранных независимых директора. Группа «Ренова» Виктора Вексельберга решила экстренно продать часть в швейцарском производителе насосов Sulzer, чтобы сократить долю с нынешних 63,4% до менее 50%. Это позволит формально Sulzer не попасть под дополнительный пункт – санкции автоматически распространяются на все компании, в которых физическим и юридическим лицам из санкционного списка принадлежит хотя бы 50%.
Снижение стоимости акций компаний привело к тому, что капитализация российского фондового рынка за день упала на 820 млрд рублей. Помимо компаний пострадали и их владельцы:
по данным Forbes, состояние 50 богатейших людей России сократилось на 11,7 млрд долларов
Больше всего потерял Олег Дерипаска, для которого день явно не задался, — минус 1,3 млрд долларов. Столько же потерял Владимир Потанин, который хоть сам под санкции не попал, но стал жертвой падения стоимости акций своего актива – «Норильского никеля».
Похудели кошельки еще целого ряда российских богачей:
Правительство на ситуацию на рынке отреагировало достаточно быстро. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев поручил разработать меры поддержки российских компаний, попавших под действие санкций.
Какими они будут – пока неизвестно, но
очевидно, что без помощи льготных банковских кредитов компаниям сейчас не обойтись
А это будет стоить российскому бюджету сотни миллионов долларов.
Но похоже санкционная война только начинает набирать обороты. По словам Медведева, США пытаются продвинуть собственные коммерческие интересы, нарушая нормы свободной торговли.
«Пятничные санкции в отношении нашей страны — это, конечно, еще одно проявление этой протекционистской политики, завуалированной еще в эту санкционную обложку…
Эти решения, безусловно, неприемлемы, мы их считаем нелегитимными, поскольку они находятся вне плоскости международного права», — подчеркнул он.
«Оставляем за собой право на ответные действия, включая действующие торговые соглашения и процедуры
Не должно быть сомнений, что в целом ряде случаев они должны последовать», — добавил премьер.
Наиболее вероятный ответный шаг России – это
составление списка американских компаний, которым будет запрещено работать на территории РФ
(возможно, что под шумок запрет распространят и на весь ЕАЭС). Это станет еще одним мощным ударом для экономики страны, после чего о росте в 3,5-4% (такую задачу ставит Владимир Путин) останется только мечтать.
Нынешние санкции и последовавшее за ними падение рынка приведут к пересмотру кредитных рисков со стороны международных инвесторов, причем в негативную сторону. Резкое увеличение объема торгов 9 апреля вместе с общей тенденцией на понижение говорят о том, что инвесторы активно продавали акции компаний. А это уже
похоже на паническое бегство, возвращение после которого может быть не скорым
Активизируются и рейтинговые агентства, которые могут пересмотреть свои оценки российских компаний. Это будет еще одним сигналом для иностранцев, что в Россию деньги сейчас лучше не вкладывать.
Пример Русала в этом плане показателен – многомиллиардная компания, ведущая свой бизнес по всему миру. Она не имеет никакого отношения к проблемным точкам (Крым, Украина, Сирия и т. д) и принадлежит человеку, сделавшим капитал еще до прихода Путина к власти.
Тем не менее всего за день она превратилась из мирового гиганта в борющуюся за выживание компанию с кучей уже ничем не обеспеченных обязательств. Если Русал не может выдержать, что говорить о более мелких компаниях? И где гарантия, что это последние санкции? В таких условиях инвесторам лучше искать прибыль на более спокойных рынках.
Более того, даже российским компаниям, в планах которых выход на международный рынок, сейчас также лучше сторониться сотрудничества с подсанкционными гигантами.
Теперь законодательство США прямо говорит бизнесу из любых стран: дальнейшее сотрудничество с российскими SDN (Specially Designated Nationals and Blocked Persons List) нежелательно и может повлечь санкции в виде блокировки активов в американской юрисдикции или запрета на корреспондентские счета в США (для банков).
Любопытно, как события освещались в средствах массовой информации России и дальнего зарубежья. В РФ, по понятным причинам, не могли не говорить о падении рынков, но упоминалось об этом вскользь: главная информационная повестка дня касалась Скрипаля и Сирии.
Самой растиражированной оказалась новость, сколько денег потеряли олигархи, причем о причинах этого рассказывалось не особо конкретно. В целом складывалось впечатление, что новые санкции – это проблемы сугубо богатых россиян, которая на жизнь рядовых граждан никак не влияет.
Вот только когда дела у барина плохи, то первыми страдают холопы
В иностранной прессе ситуации на российских рынках уделено не очень много внимания. Преподносятся они по факту: введены новые санкции – стоимость компаний падает – индексы бирж идут вниз.
В немногочисленных развернутых материалах происходящее связывается с новым витком торговой войны, которую развязывает Трамп: сначала взаимный обмен любезностями в виде повышения пошлин с Китаем, теперь запрет на работу с частью российских компаний.
Ну и разумеется, нет ни намека на страх Запада перед РФ:
Россия рассматривается как большая, но все-таки простая шестеренка в сложном механизме мировой экономики
И не более того.
При подготовке текста использовались материалы РБК, Investing.com и telegram-канала MMI.