Число мошеннических схем с банковскими картами постоянно растет. Как показывает социсследование, держатели банковских карт Казахстана выступают за введение дополнительных мер защиты.
Компания SAS и портал prodengi.kz провели опрос, чтобы узнать, как различные способы защиты денежных средств влияют на лояльность держателей банковских карт. Выяснилось, что две трети опрошенных никогда не сталкивались с блокировкой карт из-за подозрений в несанкционированной операции.
При этом 21% респондентов заявили, что их
банки не предоставляют механизмов для снижения рисков в использовании карт, а еще 13% не знают, насколько защищены их карты
Такая ситуация устраивает только 13% участников исследования, и почти 80% респондентов предложили те или иные меры, которые могли бы предпринять банки, чтобы повысить уровень безопасности, не причиняя неудобства своим клиентам. Большинство респондентов сообщили, что пользуются картами крупнейших банков Казахстана.
Ситуация с финансовым мошенничеством, в том числе с кражами с банковских карт, в Казахстане далека от идеальной.
В феврале 2018 года 4 ведущих казахстанских БВУ выпустили заявление, где сообщили об участившихся случаях мошенничества и рассказали о популярных схемах, с помощью которых злоумышленники совершают свои незаконные операции.
Вопрос в конце 2017 года был поднят и в мажилисе, когда
депутаты выступили с инициативой обязать банки возвращать клиентам средства, украденные с их карт
В Нацбанке РК сочли такие меры невозможными: это бы вызвало еще большую активизацию мошеннических операций, а также увеличило тарифы на банковские услуги. Однако очевидно, что определенные меры должны быть приняты. Исследование показывает, что этой же точки зрения придерживаются и клиенты банков.
Отвечая на вопрос, насколько надежно их банк защищает средства на карточных счетах,
только 9% респондентов выбрали оценку «очень надежно»
Тревожным фактом является то, что почти четверть клиентов банков вообще не знают, как защищены их карты и защищены ли в принципе. При этом подавляющее большинство респондентов активно пользуется банковскими картами:
67% используют везде, 8% сообщили о наличии нескольких карт, выбор между которыми зависит от вида платежа и от страны,
в которой он совершается. Всего 6% владельцев карт стараются не пользоваться ими для онлайн-платежей, а еще
6% предпочитают вообще не держать деньги на карте, сразу переводя их в наличные
По словам участников опроса, основная мера для снижения рисков, применяемая в их банках — это возможность управлять лимитами на снятие наличных: так ответили около 40% респондентов.
Еще 9% назвали выбор способа подтверждения транзакций, а 3% упомянули возможность сообщить о предстоящей поездке за рубеж.
Настораживает, что 21% опрошенных утверждают: их банки не предоставляют никаких мер, а 13% ничего не знают о таких мерах. Еще большее беспокойство вызывает тот факт, что
12% респондентов не используют инструменты защиты, которые предлагаются банками, хотя знают о них
Причина может заключаться не только в беспечности вкладчиков, но и в том, что предлагаемые меры неудобны в использовании с точки зрения держателей карт.
Тем не менее, большинство опрошенных с пониманием относятся даже к такой крайней мере, как блокировка карты по соображениям безопасности. Так, 20% практически не заметили этих помех, а 45% отметили, что это делается для их же защиты.
Только 14% относятся к таким мерам отрицательно, а 18% хотя и не выразили высокой степени недовольства, сообщили, что определенную долю негатива такие меры у них все же вызывают. Для них было бы комфортнее, если бы банк не блокировал карты, а использовал другие инструменты.
На вопрос, какими должны быть эти инструменты, 36% участников ответили, что нужно ввести дополнительные степени защиты карт, а 40% сказали, что
банки должны лучше информировать клиентов, как они могут защитить себя от мошенников
Проведенный опрос показывает, что держателям карт действительно может не хватать информации —
21% респондентов никогда не получали предупреждений о мерах безопасности, а еще 38% получают их крайне редко
Лишь 40% респондентов ответили, что их регулярно предупреждают о мерах безопасности, например, что не следует сообщать данные карты, даже если их запрашивают от имени банка.
Чаще всего такие уведомления приходят в формате SMS (57%), используются также сообщения в личном кабинете онлайн-банка (11%), предупреждения во время совершения платежей (11%), звонки из банка (9%) и другие способы.
«С начала 2017 года мы видим стремительный рост интереса казахстанцев к использованию банковских карт. Основная причина в том, что люди, родившиеся уже в постсоветские 90-е годы, стали экономически активными и привыкли быстро осваивать все современные технологии и инструменты, в том числе банковские.
Учитывая этот тренд, ряд розничных банков проводит агрессивную рекламную активность по насыщению рынка выгодными и удобными карточными продуктами — с высокими процентами по кэшбеку, начислением вознаграждения на остаток, бесплатным снятием наличных и т. д.
В результате,
общее число держателей карт выросло за 2017 год на 23,6% (на 3,7 млн) карт в абсолютном выражении — до 19,7 млн
И в таких условиях вопросы обеспечения безопасности по платежам становятся все более острыми и особенно актуальными», — добавил Женис Мухиев, руководитель портала prodengi.kz.
«Опрос показал, что держатели банковских карт понимают важность современных инструментов защиты: только они могут обеспечить надежность без лишних неудобств. Внедрение таких решений не только снизит риски для клиентов банков, но и повысит их лояльность.
Это особенно важно сейчас, когда постоянно появляются новые мошеннические схемы.
Банк должен работать с опережением, чтобы избежать как финансовых, так и репутационных потерь»,
— отметил Андрей Суставов, директор SAS Казахстан.