Независимые АЗС, которые обеспечивают более половины розничной торговли топливом в России, просят Дмитрия Медведева взять под контроль рост оптовых цен на ГСМ. Стоимость бензина на товарной бирже побила исторический рекорд. Это уже привело к убыткам заправочных станций в ряде городов, а в ближайшие месяцы приведет и к росту цен на 5 рублей за литр (30 тенге). В этом случае значительно вырастут ценники и в Казахстане.
Впервые во всеуслышание о грядущем росте цен на бензин в России заговорили в конце марта. Оптовые цены на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже установили исторический рекорд. Это, по мнению трейдеров,
стало следствием искусственно вызванного дефицита
«СПТР («Совет по товарным рынкам», объединяющий независимых трейдеров, торгующих нефтепродуктами в России) выражает обеспокоенность политикой крупных игроков топливного рынка — нефтяных компаний. Последние искусственно ограничивают предложение топлива на биржевом рынке, формируя искусственный дефицит и провоцируя рост цен как на биржевом рынке, так и на АЗС, и для конечных потребителей — промышленных компаний и сельхозпроизводителей», — говорится в сообщении совета.
С 19 марта крупнейшие нефтекомпании, по данным СПТР, продают 20 тыс. тонн автобензина в день, что втрое ниже декабрьского уровня.
Причин происходящего несколько, главные из которых:
СПТР заявил, что во многих крупных городах АЗС уже работают в минус или с минимальным доходом, а при сохранении дефицита будут вынуждены либо закрыться, либо заметно поднять цены. К лету стоимость топлива, по их оценке, вырастет на 5 рублей.
Спасти ситуацию может только рост предложения бензина на оптовом рынке
По данным РБК, нефтяники уверяют, что требования закона они соблюдают, продавая на внутреннем рынке не менее 10% производимого топлива, а
рост цен связан не с дефицитом предложения, а с ростом мирового спроса и нежеланием поставщиков работать в убыток
«Мы в какой-то период пошли навстречу властям и не повышали цены на топливо, даже снижали их, потому что в стране были выборы. А сейчас надо чем-то это компенсировать», — отметил неназванный собеседник агентства.
Но СПТР такие объяснения не устраивает. В начале апреля Союз обратился к Дмитрию Медведеву с жалобой на «неконтролируемый» рост оптовых цен на бензин и дизтопливо.
Озабоченность совета вызывает и тот факт, что цены на топливо будут расти: впереди «увеличение спроса в весенне-летний период, начало масштабных весенних ремонтов на российских НПЗ и весенних полевых работ», — говорится в письме, адресованном премьер-министру РФ.
В Федеральной антимонопольной службе прокомментировали, что ситуация не столь тревожна, как утверждают в СПТР. Рост цен тут признают, но считают кратковременным пиком, а
«в дальнейшем ситуация с ценами не вызывает беспокойства», пишет «Коммерсантъ»
При этом, по мнению представителей обеих сторон, одним из выходов из ситуации является
либерализация цен, а также установление гибких акцизов в зависимости от цен на нефть
На практике подобные решения практически всегда приводят к перераспределению прибыли между производителями, поставщиками и продавцами, которая проводится за счет розничного роста цен и оплачивается из кармана потребителей.
Россия традиционно выступает в качестве поставщика недостающего Казахстану топлива, обеспечивая около четверти потребностей республики. При этом цены в РФ выше, что также не в лучшую сторону сказывается на стоимости бензина на заправках РК.
Если Россия и сама будет испытывать дефицит ГСМ,
Казахстану придется переплачивать за необходимые объемы, опять же во многом за счет рядовых жителей республики
При этом цены на ГСМ в Казахстане и так растут значительно быстрее инфляции. В марте 2018 года стоимость бензина выросла на 1%, месяцем ранее – на 1,5%, а за последние 12 месяцев топливо подорожало на 13,3% — вдвое больше уровня инфляции.
Дизельное топливо с начала 2017 года лишь дважды обошлось без роста цен, а его конечная стоимость только за последний год выросла на 28,1% — темпы роста розничных цен в 4 раза выше темпов инфляции.
Отказаться от российского топлива у РК не получится. Есть все предпосылки, что зависимость от импорта будет увеличена,
так как местные НПЗ с обеспечением спроса даже на уровне 75% вряд ли справятся:
Для простых автомобилистов ситуация намекает на то, что
пора запасаться бензином, хотя бы на минимальном уровне
С точки зрения государства это служит очередным напоминанием, что внутренний рынок необходимо насыщать самим. А для этого
необходим еще один нефтеперерабатывающий завод
В очередной раз об этом 4 апреля сказал и Нурсултан Назарбаев. Президент напомнил, что недостаточно только добывать нефть, ее необходимо перерабатывать.
«Я на встрече говорил, что правительству совместно с компанией необходимо проработать вопросы строительства предприятий по переработке и доложить мне об этих планах.
На первом месте стоит вопрос строительства нового нефтеперерабатывающего завода, чтобы вывести Казахстан из зависимости и завоза импортных нефтепродуктов», – отметил глава государства на мероприятии по случаю 25-летия «Тенгизшевройл».