Когда речь заходит о закрытии Семипалатинского ядерного полигона, первым на ум приходит имя поэта и общественного деятеля Олжаса Сулейменова. Однако, не умаляя заслуг Олжаса Омаровича, должны признать: инициатором закрытия полигона был не легендарный руководитель общественного движения «Невада-Семей».
Редакция информационного портала Abai.kz опубликовала материал на эту тему и назвала имя того, кто первым поднял тему избавления казахстанцев от этой великой напасти.
Итак, кто он, бесстрашно выступивший за закрытие ядерного полигона? Не зря народная мудрость гласит — шила в мешке не утаишь, истина рано или поздно становится достоянием общественности. Сегодня еще живы те чиновники, которые нещадно шельмовали поднимавших тему закрытия полигона, называя их «подстрекателями», «нарушителями единства народа» и «возмутителями спокойствия». Сегодня они «поют» совершенно другие «песни».
Олжас Сулейменов напишет книгу о движении «Невада-Семей»
Так вот, главный «подстрекатель» того времени, кто первым выступил с инициативой закрытия ядерного полигона в Семее, был
первый секретарь Семипалатинского областного комитета компартии Кеширим Бозтаев!
Он прекрасно осознавал, что его инициатива может поставить крест не только на его карьере коммуниста.
Сегодня, затрагивая тему закрытия Семипалатинского ядерного полигона, мы говорим о 29 февраля 1989 года — дате создания антиядерного движения «Невада-Семей», которое возглавил поэт Олжас Сулейменов.
Безусловно, Олжас Омарович и его сподвижники провели огромную работу и довели дело до логического завершения – закрытия ядерного полигона, никто не оспаривает это
Однако статья журналиста В. Пигаваева «Под грифом «Совершенно секретно», опубликованная в газете «Казахстанская правда» 9 июля 2010 года, раскрыла сведения, заставившие иначе взглянуть на некоторые вещи и невольно вспомнить патриота Кеширима Бозтаева.
От независимости к взаимозависимости: Олжас Сулейменов ответил на обвинения в свой адрес
Прошло более двадцати лет, когда в Москву было отправлено письмо, подписанное Кеширимом Бозтаевым, против проведения испытаний на Семипалатинском ядерном полигоне. А ведь в то время подобное выступление было равносильно подвигу.
Теперь обратимся к тексту этого исторического послания:
Совершенно секретно. Экземпляр №1.
Москва. Кремль.
Генеральному серетарю ЦК КПСС М. С. Горбачеву
«Семипалатинский областной комитет Компартии Казахстана сообщает следующее: рядом с городом Семипалатинск, имеющим 340 тысяч человек населения, с 1949 года проводятся испытания ядерного оружия. Сначала они проводились в воздухе, а затем, с 1963 года, под землей.
Спустя 40 лет обстановка вокруг полигона кардинально изменилась.
Сегодня полигон находится в густонаселенном районе. Однако это обстоятельство никак не учитывается при проведении ядерных испытаний.
На полигоне ежегодно проводится 14-18 ядерных взрывов, что приводит в непригодность здания и инженерные сети, сотни, тысячи людей и животных к различным болезням, разрушению колодцев региона. Кроме того, в районе полигона необратимым изменениям подверглась почва.
«Олжас промахнулся?» — Сулейменов попал под огонь казахской прессы
После каждого третьего взрыва
на поверхности земли распространяется газ с высокой долей активности радия, предотвратить это не предоставляется возможным
Среди общественности региона распространяются различные мнения о ядерном полигоне, что приводит к морально-психологическим депрессиям среди жителей. А их мнение, что все это последствия ядерных испытаний, имеет под собой достаточные основания.
Областной комитет партии, обеспокоенный таким тяжелым положением,
просит ЦК КПСС прекратить взрывы или уменьшить их мощности, сократить количество, а затем поручить соответствующим министерствам и учреждениям проводить взрывы в другой, более подходящей для них местности.
Первый секретарь областного комитета Компартии Казахстана К. Бозтаев. 20 февраля, 1989 года».
Мы благодарны журналисту В. Пигаваеву за публикацию истории появления этого письма.
Вот как рассказывает журналист о первых инициаторах закрытия
Олжас приходит, как беда? (Обзор казахской прессы)
Семипалатинского ядерного полигона:
— По роду своей деятельности с 1978 года я работал в тесной связи с отделом агитации и пропаганды обкома. Сегодня мы не можем скрывать, что в те годы не без гордости говорили —
здесь куется стальной щит ядерной безопасности страны. Пресекали разговоры, что здесь проводятся ядерные испытания и что разные болезни – последствия ядерных взрывов, называя их «подстрекателями» и «возмутителями спокойствия»
И сегодня не стыдно за подобные деяния. Но делать нечего, что случилось — уже история.
Жители близлежащих к полигону населенных пунктов и даже Семипалатинска стали страдать раннее неизвестными болезнями. Увеличилась смертность среди населения региона, особенно детская и материнская.
Хотя с тех пор утекло немало воды, до сих пор продолжаются споры – кто же стоял у истоков инициативы закрытия полигона.
Автор статьи делает предположение, что
к написанию письма Кеширима Бозтаева подтолкнуло письмо-протест учителей региона, приехавших на курсы повышения квалификации
В своем обращении педагоги требовали огласить уровень радиации в области, возмущались, что на прилавках магазинов редко можно увидеть мясо, молоко, овощи и фрукты.
Тогда первый секретарь обкома Кеширим Бозтаев вызвал к себе в кабинет В. Пигаваева, секретаря по идеологии Григория Мищенко и, сказав, что дальше терпеть нельзя, поручил срочно подготовить письмо (шифровку) на имя Михаила Горбачева.
«Была не была, письмо подпишу сам»,
— заявил К. Бозтаев.
В тот же день письмо легло на стол генсека.
Вскоре в Семипалатинск нагрянула правительственная комиссия, которую возглавил заместитель председателя Кабинета министров СССР, председатель военно-промышленной комиссии И. С. Белоусов.
Такова история начала закрытия Семипалатинского ядерного полигона, пишет автор.
В свою очередь, мы можем добавить только следующее: в ходе переговоров с президентом США Рональдом Рейганом о сокращении ядерного вооружения Михаил Горбачев достиг договоренности о закрытии ядерной площадки в штате Невада и Семипалатинского ядерного полигона в Казахстане.
Таким образом, в результате этих договоренностей комиссия, созданная со стороны СССР, должна была проследить за закрытием полигона в Неваде, а американская комиссия – за закрытием полигона в Семипалатинске. Именно в этот период было создано антиядерное движение «Невада-Семей»…
Переводные статьи содержат исключительно оценки оригинала и не отражают позицию 365info