Казахстану нужно перенять опыт рекрутинга в политику, в сферу госуправления крупных бизнесменов. Яркий пример в России – Роман Абрамович, ставший в начале 2000 годов губернатором Чукотского автономного округа. Почему бы сегодня в Казахстане не назначить главами 2-3 регионов казахстанских бизнесменов из списка Forbes? С таким предложением выступил управляющий директор GR Consulting Group, кадровый аналитик и «элитовед» Ербол Едилов.
— Ербол, почему «социальные лифты» для продвижения талантливой молодежи из регионов на центральный уровень оказались неработающими?
— Глава государства очень хорошо охарактеризовал эту ситуацию, отметив, что зачастую
первые руководители вытаптывают пространство вокруг себя из боязни конкуренции,
не растят преемников, не поддерживают талантливую молодежь. Особенно ярко эта тенденция прослеживается в регионах.
Фактически бездействует еще один канал рекрутирования граждански активной молодежи в сферу госуправления – выборные должности. К сожалению, складывается
такое ощущение, что на уровне районных и городских маслихатов выборы далеки от конкурентных
Допустим, по одному округу выдвигается главный кандидат — к примеру, генеральный директор крупной компании, который располагает необходимыми финансовыми и организационными ресурсами, и «для галочки», скажем, школьный учитель.
В результате такой кадровой политики в некоторых регионах Казахстана сегодня возникла проблема нехватки кадров в сфере госуправления, особенно резервистов из корпуса А.
К примеру,
в Мангистауской области уже третий месяц не могут закрыть вакантную позицию акима Каракиянского района
В целом я бы отметил, что молодые казахстанцы постепенно теряют интерес к госслужбе. Зарплата маленькая, ответственность и фронт работы огромные, перспективы карьерного роста туманные. Особенно заметно это в нефтегазодобывающих регионах, где заработная плата в разы превышает оклад госслужбы.
— Наверняка, карьера на госслужбе потеряла привлекательность в глазах молодых людей еще и потому, что в результате масштабной антикоррупционной кампании на скамье подсудимых оказались многие вчерашние перспективные чиновники, история успеха которых раньше вдохновляла молодежь.
— Я всецело поддерживаю проводимую сегодня в Казахстане антикоррупционную кампанию. Думаю, что она должна быть еще более интенсивной, к ней должны подключаться и институты гражданского общества, и духовенство, которое могло бы осуществлять разъяснительную и профилактическую работу.
— Бытует представление, что группы влияния в казахстанской власти формируются по жузовому и родовому принципу. Правда ли это?
— Как известно, у казахов в паспорте родовая принадлежность не указывается. Однако если взглянуть на это неформально, то
на юге Казахстана преобладает жузовый и родовой принцип построения команды
Сегодня, как известно, на госслужбе поставлен определенный заслон для так называемых «командных перемещений», когда вновь назначаемый руководитель ведомства «выживает» людей своего предшественника и расставляет на значимые позиции членов своей команды.
Бывший глава Агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции, ныне генеральный прокурор
Кайрат Кожамжаров ранее сравнивал такие «команды» с организованными преступными группами
Разумеется, мы не можем в точности сказать, по какому принципу сформированы такие группы влияния – региональному, жузовому и родовому, общих бизнес-интересов и т. д. Богатый материал для размышлений предоставляет анализ биографий чиновников – в них мы видим точки пересечения, где, когда и на каких позициях работали члены одной команды.
— Какие меры, на ваш взгляд, помогли бы модернизировать госслужбу в Казахстане?
— Казахстану надо перенять опыт рекрутинга в политику и в сферу госуправления крупных бизнесменов. Яркий пример в России – Роман Абрамович, ставший в начале 2000-х годов губернатором Чукотского автономного округа.
Почему бы сегодня в Казахстане не назначить главами 2-3 регионов казахстанских бизнесменов из списка Forbes?
Как акимы областей, они бы внесли в госуправление дух соревновательности и конкуренции.
— На ваш взгляд, есть достойные кандидаты?
— Конечно, есть. К примеру, бизнесмен и меценат Бауржан Оспанов, занявший 31 строчку в рейтинге «ТОП-50 влиятельных бизнесменов Казахстана — 2017». Он многое сделал для развития социальной инфраструктуры своего родного села – построил школу, обеспечил учителей жильем.
Оспанов, на мой взгляд, мог бы стать достойным кандидатом на должность акима Алматинской области
или Восточно-Казахстанской.
Одновременно можно было бы назначить другого крупного бизнесмена акимом в другой регион. Например, в Южно-Казахстанскую область, областным центром которого в скором времени может стать Туркестан из-за получения Шымкентом статуса города республиканского значения.
Там мог бы себя хорошо проявить уроженец поселка Жетысай Мактааральского района, бизнесмен и меценат Бахаридин Аблазимов, который занял 36 строчку в рейтинге влиятельных бизнесменов Forbes.
И таких примеров можно привести много – от Кенеса Ракишева до Ибрагима Акдрашева (предприниматель из Атырауской области).
Почему бы не пойти на такой эксперимент? Думаю, это способствовало бы не только повышению эффективности госуправления, но и
снизило бы уровень коррупции, ведь у богатого самодостаточного бизнесмена нет нужды «распиливать» бюджет
— Такой эксперимент, похоже, проводится в Павлодарской области. Там регион возглавил фермер, бывший руководитель крестьянского хозяйства Булат Бакауов.
— И это правильно. Однако Бакауов – это предприниматель местного масштаба, неизвестный на республиканском уровне. А я имею в виду крупных бизнесменов.
— Не кажется ли вам, что повышенное внимание к кадровым перестановкам в Казахстане и ажиотаж вокруг новых назначений является следствием неразвитости, а то и отсутствия поля публичной политики в стране, открытой политической конкуренции? А по большому счету от смены главы региона или ведомства их развитие мало зависит.
— Думаю, что столь пристальное внимание к кадровым перестановкам связано с тем, что как раз-таки от компетенций назначенцев и их управленческих навыков зависит многое.
Ввиду слабости институтов личностный фактор в Казахстане имеет большое значение
Ну и в конце концов, от кадровых перестановок зависит судьба целых команд: у кого карьера пойдет в рост, а у кого наоборот.
Добавлю еще один момент. На мой взгляд, для повышения эффективности деятельности Агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции необходимо наделить его представительства на местах большими полномочиями.
Департаменты АДГСиПК не должны зависеть от областных акимов в материальном, техническом и хозяйственном плане. Это позволит территориальным департаментам лучше контролировать ситуацию в регионе и
устранять такие перекосы в кадровой политике, как кумовство и командные перемещения
– все то, на чем делает акцент глава нашего государства.