По итогам января-февраля 2018 года в стране произошел рост сделок купли-продажи автомобилей. По разным данным, число продаж выросло от 15,6% до 22% по сравнению с аналогичным периодом 2017 года. Но отечественный автопром от этого выигрывает незначительно: в большинстве случаев в сделке участвует транспорт старше 10 лет.
По данным «КазАвтоПрома», в январе-феврале 2018 года в Казахстане поставлено на учет 187 599 автотранспортных средств, что на 15,6% выше аналогичного показателя 2017 года.
Отмечается рост продаж новых и подержанных авто. Более 177,6 тыс. сделок пришлись на вторичную регистрацию техники (на 14,2% выше показателя годичной давности).
Вклад первично регистрируемых транспортных средств составил 10 028 ед., что на 49,4% выше аналогичного значения 2017 года.
«По итогам февраля 2018 количество поставленных на учет транспортных средств достигло 99 048 единиц, превысив результат 2017 на 18,9%. Из них 93 558 ед. составили перепродажи на вторичном рынке (+17% к результатам февраля 2017 года)», — отмечают в «КазАвтоПроме».
Ассоциация Казахстанского Автобизнеса (АКАБ) приводит другие цифры. По их данным, в феврале государственные номерные знаки получили 88 326 единиц техники. По сравнению с январем количество регистраций выросло на 9,9%, а с февралем 2017 года – на 22%.
«Помимо традиционного февральского роста свою лепту в повторных регистрациях внесли и платные комбинации с новыми буквами G, I, J, Q на госномерах. Новые четыре буквы, ранее не использовавшиеся на номерных знаках из-за схожести в написании с основными символами, в феврале стали доступны казахстанцам», — считают в АКАБ.
Расходятся данные по объему продаж новых автомобилей. Если «КазАвтоПром» говорит о 10 028 единицах, то АКАБ – о 10 902.
При этом обе организации говорят о росте сделок по сравнению с аналогичным периодом 2017 года.
Но этого роста недостаточно для того, чтобы решить одну из главных проблем отрасли – старение автопарка.
По данным «КазАвтоПрома», свыше двух третей (68,4%) ТС, повторно зарегистрированных в январе-феврале 2018 года, составила техника в возрасте старше 10 лет.
Наибольшую долю заняли транспортные средства старше 20 лет
(38,6%, или 68 518 ед.), от 11 до 20 лет – 29,8% (52 932 ед.).
При этом доля сделок с транспортом не старше 3 лет составляет всего 4,7%
«В сравнении с 2017 годом прослеживается устойчивая тенденция старения автопарка. Доля транспортных средств старше 20 лет в перепродажах на вторичном рынке выросла с 35% до 38,6%, а доля транспортных средств в возрасте 1 года до 3 лет – сократилась с 7,6% до 3,2%», — говорят в Союзе.
АКАБ показывает более позитивную картину: свыше 65% от общего числа регистраций в феврале пришлось на автомобили старше 10 лет (57 444 ед.), тогда как доля авто в возрасте до 3-х лет составила 9,8%.
Но даже при таком раскладе говорить о качественном обновлении автопарка Казахстана не приходится:
даже при лучшем раскладе свежие автомобили фигурируют только в 1 сделке из 10
Наибольшее число вторичных регистраций по итогам двух месяцев 2018 зафиксировано в Южно-Казахстанской (28 315 ед.), Алматинской областях (26 527 ед.) и г. Алматы (21 242 ед.).
По данным «КазАвтоПрома», жители Алматинской области также зарегистрировали наибольшее количество ТС в возрасте старше 20 лет (14 475 ед., 21,1%). Следом по этому критерию расположились Южно-Казахстанская (12 236 ед., 17,9%) и Жамбылская области (5 450 ед., 8%).
Новые автомобили чаще всего приобретают в столицах
Наибольшее число сделок с транспортом не старше 1 года зафиксировано в Астане (569 ед., 21,2%), Алматы (524 ед., 19,5%) и Атырауской области (205 ед., 7,6%).