Стремление Трампа защитить внутренний рынок от засилья китайских товаров может изменить правила международной торговли. Пока дело ограничивается составлением взаимных ограничительных списков и введением пошлин на металлургическую промышленность. Но и этого хватило, чтобы в один день упала стоимость сотен компаний по всему миру.
Первый этап торговой войны, которая в перспективе может изменить все правила международной торговли, официально стартовал 23 марта в 00 часов 01 минуту. В этот момент вступили в силу пошлины на ввоз стали и алюминия в США, которые теперь составляют 25% и 10% соответственно.
Правила вступили в силу через 2,5 недели после принятия президентом Америки соответствующего решения.
Аргумент в пользу протекционистских мер Трамп объяснил желанием возродить в США производство стали и алюминия
По его словам, принятое решение позволит защитить национальные интересы, так как в отношении государств, демпингующих на американском рынке, наконец приняты необходимые меры.
К числу этих государств изначально относились все поставщики продукции, за исключением производителей из Канады и Мексики. Однако позже Америка ввела послабления еще для ряда государств — Австралии, Аргентины, Бразилии, Канады, Мексики, Республики Корея и стран ЕС.
Введение пошлин для торговых партнеров из этих стран отложено до 1 мая 2018 года. Таким образом,
фактически с 23 марта из стран-крупных экспортеров стали и алюминия сборы платят только Китай и Россия
Но если в отношении России уже давно действуют всевозможные торговые санкции, то для Китая сложившаяся ситуация относительно нова. Тем более, что США намерены и дальше «закручивать гайки».
22 марта Трамп дал поручение опубликовать в течение двух недель новые ограничения на импорт из КНР. Лимиты могут затронуть около 1300 позиций с объемом торговли до 60 млрд долл. (для сравнения: это почти вдвое больше экспорта всей казахстанской нефти в 2017 году).
Уже понятно, что в первую очередь это коснется высокотехнологичного сектора
Еще в августе 2017 года США инициировали расследование в отношении китайских компаний. Их обвиняют в краже интеллектуальной собственности. В частности, претензии связаны с тем, что глобальным компаниям для выхода на китайский рынок необходимо «делиться» своими технологиями.
22 марта торговый представитель США Роберт Лайтхайзер на слушаниях в Сенате порекомендовал включить в ограничительный список все товары, попадающие под действие программы «Сделано в Китае-2025».
Главная ее цель – технологическое лидерство Поднебесной во многих секторах
Трамп объясняет решение об ограничениях не столько борьбой за интеллектуальную собственность, сколько желанием снизить торговый дефицит во взаимоотношениях с Китаем. А дефицит, по оценке президента США, достиг исторического максимума.
По данным «Коммерсанта», Китай в 2017 году экспортировал в США товаров на 526 млрд долларов, тогда как в обратном направлении было осуществлено сделок на 130 млрд.
КНР обеспечивает 20% всего американского импорта
При этом 43% поставок приходится именно на электронику, что обусловлено в том числе и растущим спросом со стороны США.
Помимо принятия ограничительных мер, Трамп намерен оказать давление и на китайский капитал. Минфину США дано указание подготовить ограничения для инвестиций в американскую экономику компаний из Китая.
Важности этому событию придает тот факт, что США фактически выступает против своего спонсора.
Китай — крупнейший кредитор Штатов, он держит около 19% ценных госбумаг США на сумму около 1,2 трлн долл.
Если в качестве ответа на принимаемые меры Китай решит прекратить скупать облигации, это может аукнуться США. Учитывая рост бюджетного дефицита и налоговую реформу,
потеря иностранной поддержки может привести к серьезным финансовым проблемам
Впрочем, пока неизвестно, как поведет себя Китай на фондовых рынках, но к товарной войне в Поднебесной уже подготовились. 23 марта было объявлено, что рассматривается возможность введения пошлин на 128 товаров, импортируемых из США.
Такие меры принимаются «для того, чтобы сбалансировать ущерб, нанесенный китайским интересам повышением США пошлин на сталь и алюминий».
Все товары разделены на 2 группы. В первую входит 120 наименований, общий импорт которых из США в Китай в 2017 году составил около 977 млн долларов.
В их число входят фрукты (бананы, инжир, ананасы, гуава, авокадо, манго, хурма), сухофрукты (в частности, курага, чернослив), вино, женьшень и бесшовные стальные трубы. Пошлина на эти товары может составить 15%.
Вторая группа хоть и меньше (8 товаров), но заметно важнее – объем торговли приближается к 2 млрд долларов. В их число, например, входят продукция из алюминия, свинина и продукты из нее. Для них пошлина может составить 25%.
При этом
список товаров может быть расширен: до конца марта представители КНР могут вносить свои предложения
Взаимные решения Китая и США мгновенно отразилось на рынке. 23 марта снизились акции компаний по всему миру, при этом больше всего пострадали занятые в сферах торговли, финансов, промышленности и сырья.
Это отражают и основные мировые индексы: по результатам торгов в росте оказались всего 2 показателя: Tadawul – индекс фондовой биржи Саудовской Аравии (на фоне роста цен на нефть) и VIX – индекс волатильности, рост которого означает, что на рынке добавилось неопределенности.
Наиболее сильное снижение продемонстрировали китайские рынки. SZSE Component за одну торговую сессию потерял более 4%, Shanghai Composite – 3,4%, Dow Jones Shanghai — 3,5%. Это отражает общую динамику стоимости акций компаний Китая.
Американские индексы в процентном отношении потеряли меньше, но и падают они дольше
Dow Jones с 9 марта потерял около 7,1%, в том числе почти 1,8% 23 марта. Сейчас промышленный индекс находится даже ниже, чем после февральской коррекции, когда он впервые в истории опустился за день сразу на 1200 пунктов.
S&P 500, учитывающий показатели 500 крупнейших компаний США, снизился за 2 недели на 7,1% (2,1% — 23 марта), а высокотехнологичный индекс NASDAQ – на 8,2% (2,4%), чему способствует и скандал с Facebook, цены на акции которого также снижаются.
Вместе с компаниями снижается и стоимость металлов
Медь на американской бирже за неделю упала в цене на 4,3% — сейчас она стоит на 10% дешевле, чем в начале года. Снизилась стоимость цинка, свинца, алюминия, причем все эти металлы сейчас стоят дешевле, чем 1 января.
С другой стороны, традиционно в момент неопределенности растет спрос (и цены) со стороны инвесторов на золото (+2,6% в цене за неделю, сейчас торгуется недалеко от годовых максимумов) и серебро (+1,5% за неделю).
На валютном рынке после официального начала «торговой войны» царила неопределенность: доллар и рубль немного ослабли, евро и японская йена незначительно выросли относительно почти всех основных мировых валют.
Остальные валюты какой-то определенной тенденции не показали. Зато вновь начала расти стоимость криптовалют, хотя на это повлияли совсем другие факторы.
Взаимные ограничения США и Китая могут стать только началом масштабной перестройки мирового торгового рынка. 22 марта в очередной раз
Трамп высказался за ужесточение правил торговли между США и Евросоюзом:
существующие правила он считает нечестными.
«Мы начали наши переговоры с Евросоюзом… Они используют заградительные тарифы. Они могут торговать с нами, но при этом мы не можем торговать с ними. У них эффективные барьеры, у них очень высокие тарифы, которых у нас нет. Это просто нечестно… Мы попытаемся это изменить или сделаем что-то другое», — сказал Трамп.
При этом Америка готова проявить гибкость и пойти на уступки. Например, экспортеры стали и алюминия могут быть освобождены от пошлин при условии, что страны уберут торговые барьеры для товаров из США (другой вариант – увеличат взносы в НАТО до 2% от ВВП).
В свою очередь Россия и Китай готовы задействовать международные институты, которые в целом не очень жалуют эти страны. Главный из них — это Всемирная торговая ассоциация, правила которой, по мнению попавших под пошлины стран, и нарушает США.
Однако совет ВТО собирается лишь 3 раза в год, а на первом в 2018 году собрании (прошедшего 23 марта) обсуждали не только американские пошлины, но и антироссийские санкции.
Но на кону стоят большие деньги, и странам есть за что бороться
Пошлины вступили в силу в полночь 23 марта. Уже вечером того же дня заместитель министра промышленности и торговли России Виктор Евтухов заявил, что производители РФ уже потеряли 3 млрд долларов.
«Что касается убытков наших компаний, по предварительным расчетам, это не менее $2 млрд по стали и $1 млрд по алюминию», — заявил он в интервью телеканалу «Россия 24».
Большую цифру Евтухов объяснил тем, что металлургические предприятия России создавали прокатные мощности на территории США, а они ориентированы на российский импорт полуфабрикатов.