Для Казахстана внешнеполитическим приоритетом номер один является Россия. Связано это с тем, что для любого государства первоочередное значение имеют страны, с которыми оно граничит. От этого зависит и его безопасность, и экономическое развитие, и сами перспективы страны, считает авторитетный казахстанский политолог Булат Султанов.
28 февраля в Астане состоялась международная конференция «Россия – Казахстан: союзничество, устремленное в будущее», в которой приняли участие свыше 200 участников из двух стран.
В кулуарах конференции мы побеседовали с авторитетным казахстанским политологом, директором Исследовательского института международного и регионального сотрудничества Булатом Султановым.
— Булат Клычбаевич, говоря о многовекторной политике, вы, тем не менее, подчеркиваете, что приоритетом номер один для Казахстана является Россия. Какие факторы определяют уровень взаимной близости двух стран?
— Тремя стратегическими приоритетами Казахстана являются многовекторность – раз, прагматизм – два и защита национальных интересов – три. Все эти концепты взаимосвязаны. Подчеркну, что многовекторность в понимании казахстанской стороны означает не равноудаленность от центров силы, а систему приоритетов.
Я всегда настойчиво проводил мыль о том, что
для Казахстана внешнеполитическим приоритетом номер один является Россия, вторым – Китай, третьим – страны Средней Азии
Связано это с тем, что для любого государства первоочередное значение имеют страны, с которыми оно граничит. От этого зависит и его безопасность, и экономическое развития, и сами перспективы страны.
Россия в силу как объективных, так и субъективных факторов будет для нас первостепенным государством
И не только потому, что мы имеем с ней самую протяженную в мире сухопутную границу – хотя это уже немало.
Важно понимать, что наши народы
жили в добрососедстве на протяжении значительного исторического периода, успешно взаимодействуя друг с другом
– это во многом обусловило близость наших менталитетов и культур.
Особенно ярко это проявляется у казахов и русских, проживающих в приграничных регионах
Нельзя также забывать тот исторический факт, что
казахи вошли в Российскую империю добровольно
Неслучайно в советской историографии казахи обосабливались от народов Средней Азии, которые на предыдущем историческом этапе входили в состав Хивинского и Кокандского ханств, а также Бухарского эмирата и были включены в состав Российской империи путем завоевания.
Это и определило, можно сказать на подсознательном уровне, те прочные связи, которые существуют между казахским народом и Россией.
Таким образом, говоря о перспективах сотрудничества Казахстана и России, мы должны понимать, что
мы связаны и географией, и историей, и культурой
Нельзя также сбрасывать со счетов тот факт, что нынешний экономический потенциал Казахстана был создан предыдущим поколением казахстанцев в рамках Советского Союза.
Надо также честно
признать роль СССР в создании современной казахстанской государственности,
памятуя о том, что Казахстан существует в тех территориальных границах, которые были очерчены в рамках Казахской АССР, образованной в августе 1920 года на основе декрета, подписанного, кстати, Лениным, и Казахской ССР, созданной в 1936 году.
Наконец, нас объединяет то, что казахи, русские и другие представители многонационального народа СССР вместе пережили как драматичные события ХХ века – Октябрьскую революцию, коллективизацию, так и созидательные – индустриализацию, культурный подъем, Великую Отечественную войну, послевоенное восстановление советской экономики.
Мы прошли многие исторические испытания плечом к плечу
Эти факторы определяют то значение, которое имеет для Казахстана Россия.
Я также уверен, что
и для России Казахстан играет важную роль,
поскольку именно Казахстан прикрывает с юго-восточные границы Российской Федерации.
Именно
Казахстан является надежным стратегическим партнером России
в стремительно меняющемся современном мире.
Если мы ставим под сомнение глобализацию, которая стирает политические и культурные границы и понижает значение и субъектность национальных государств, нужно противопоставить ей принципиально иное явление.
Я имею ввиду регионализацию, которая подразумевает создание региональных объединений при сохранении суверенитета и помогает преодолеть непредсказуемость современного мира.
— Насколько прочными, на ваш взгляд, будут связи Казахстана и России в долгосрочной перспективе с учетом явного тренда «зажатия в тиски» России со стороны Запада?
— Конкуренция России и Запада в перспективе будет только усиливаться. Это объясняется тем, что
Запад привык к монопольному лидерству и менторскому тону по отношению к остальному миру
Вместе с тем на рубеже XX и XXI веков мы наблюдаем, как
экономическая мощь, центр экономической силы перемещается с Запада на азиатский континент, на Восток
Все это неизбежно вызовет рост политической значимости государств условного «не-Запада». И эти страны, очевидно, будут стремиться играть более активную роль в современном мире, международной экономике и политике.
В то же время
эти попытки уже наталкиваются на принципиальное неприятие и сопротивление государств Запада
К этому же стремлению государств «не-Запада» играть более независимую роль в мировой политике относятся и их интеграционные инициативы.
В числе таковых можно назвать образованный Россией, Индией, Китаем, Бразилией и ЮАР БРИКС, а также китайскую инициативу «Один пояс – один путь».
Кстати, ее сухопутный вариант был озвучен здесь, в Астане. Напомню, он заключается в том, чтобы
создать и усилить сухопутный и морской транзитные коридоры из Азии на рынки стран Европы и Ближнего Востока
Это не может не вызывать недовольства традиционных игроков, контролирующих морские пути с Запада на Восток и обратно.
Конечно,
они будут оказывать противодействие осуществлению этого проекта
В то время как для Казахстана очень важна его успешная реализация, поскольку это позволит нам стать транзитным государством и извлечь максимальную прибыль из транзита.
Очевидно, что эти процессы будут проходить сложно и непредсказуемо. Но
для России и Китая крайне важно, чтобы Казахстан оставался связующим звеном
между этими двум ведущими государствами «не-Запада».
Если мы вспомним, что произошло с государствами Ближнего Востока, в какие руины превратились Сирия, Ирак, Ливия и чуть было не превратился Египет, то
можно понять стремление государств Запада воспрепятствовать объединению России и Китая в единый блок
В то же время европейский бизнес все громче заявляет о необходимости восстановления экономических связей с Россией и ЕАЭС.
В частности, немецкие предприниматели высказывают обеспокоенность в связи с потерей рынков России и евразийского пространства.
Их справедливую озабоченность вызывает то, что
рынок постсоветского пространства будет освоен предпринимателями из КНР, Индии и Ирана,
а вернуть утраченные позиции будет, скорее всего, невозможно.
Как известно, крупнейшие немецкие компании Siemens, Bosch и другие создали организацию Евразийское экономическое пространство от Лиссабона до Владивостока, которая нацелена на то, чтобы
подтолкнуть европейских политиков к восстановлению экономических связей между ЕС и Россией
— Что может быть объединительным началом для формирования устойчивого базиса казахстанско-российских отношений на новом уровне?
— Если говорить о совместных проектах Казахстана и России, Казахстана и Китая, я бы обратил внимание на то, что сегодня акценты в нашем экономическом сотрудничестве переносятся на передовые отрасли – космическую, авиационную, цифровизацию.
В частности,
в центре внимания находится проект цифровизации Евразийского экономического союза
Помимо этого, в рамках сопряжения проекта «Один пояс – один путь» с казахстанской программой инфраструктурного развития «Нурлы жол» речь идет о взаимодействии в сфере высоких технологий.
Это составляет разительный контраст с уровнем экономического сотрудничества со странами Запада, где приоритет по-прежнему принадлежит добывающим отраслям и сырьевой модели.
Думаю, что
объединение усилий наших стран создаст лучшие условия для развития, нежели импорт технологий с Запада
Хочу обратить внимание на то, что санкционная политика, проводимая Западом по отношению к России, направлена на то, чтобы отбросить ее далеко назад в технологической сфере.
И если это удастся осуществить – перспективы для России и других стран евразийского пространства будут далеко не радужными.
Именно
поэтому объединение научных потенциалов России, Китая и Казахстана имеет критическое значение
– это позволит сформулировать достойный ответ на санкционную политику Запада.
— Булат Клычбаевич, какое значение, на ваш взгляд, имеют такие представительные форумы как прошедшая конференция для построения и развития двусторонних отношений?
— Мне хотелось бы обратить внимание на один нюанс. В названии конференции впервые за долгое время было использовано слово «союзничество».
Мы как-то все время избегали его, используя термин «партнерство», хотя и усиливая его эпитетами «стратегическое» и «долгосрочное».
Однако уж коль скоро мы находимся в рамках Евразийского экономического союза, это уже свидетельствует о союзническом характере наших отношений в сфере экономики. Аналогично с ОДКБ, только речь идет уже о союзничестве в военной сфере.
Нам не следует «стесняться» слова «союзничество», особенно когда речь идет о взаимодействии в региональном разрезе
На мой взгляд, само название этой конференции говорит о том, что пришло понимание – нужно переходить от слов к делу.
И еще один момент. Когда мы говорим о союзничестве Казахстана и России — это
отнюдь не означает, что мы объединяемся, чтобы «дружить против кого-то»,
это стереотипный подход.
Мы объединяемся ради того, чтобы создать благоприятные экономические и общественные условия в наших странах путем сложения наших потенциалов.