Власть боится наделять сельских акимов полномочиями и не дает им денег. Поэтому они неэффективны и уходят с должности до истечения срока.
Каждый второй сельский аким в Казахстане покидает свой пост до истечения четырехлетнего срока полномочий. Об этом сообщил Константин Петров, председатель Центральной избирательной комиссии РК. По его данным, с августа 2013 по август 2017 года по различным причинам
досрочно прекращены полномочия 48,2% избранных акимов
Политолог Марат Шибутов называет главной причиной этого отсутствие у сельских акимов бюджета. Соответственно, и полномочий.
— Такая система очень сильно напрягает людей — у них нет никаких возможностей для управления. Согласно нашей иерархической модели управления, нижний уровень имеет меньше полномочий, чем высший.
Если же сельским акимам давать полномочия, придется полностью сломать систему,
— отмечает он.
Помимо всего прочего, на сельских акимов сегодня возложена персональная ответственность в привлечении инвестиций. В каждом регионе определены спецзамакимов по инвестициям. Но как ранее сообщал премьер-министр Бакытжан Сагинтаев, несмотря на это, в ряде областей, в том числе в Жамбылской, Южно-Казахстанской, Западно-Казахстанской, Акмолинской, вопросы привлечения инвестиций остаются на очень низком уровне.
Шибутов подчеркивает, что привлекать инвестиции по большей части удается акимам областей и городов республиканского значения. Остальные остаются неуслышанными.
По мнению политолога Максима Казначеева, частая смена чиновников на руководящих должностях в селах связана с переходом либо на повышение, либо в коммерческие структуры. Ситуация не критичная, просто амбициозные чиновники пытаются реализовать свой потенциал. Все-таки
позиция сельского акима — это не пик карьеры
— Их планировали наделить полномочиями по управлению бюджетом, но пока этого не произошло. Поэтому работа акиматов осложнена — пространства для маневра ресурсами практически нет, — говорит он.
Там же, где бюджетные средства передаются из регионов на нижестоящие уровни, наблюдается бесконтрольность
в их расходовании, считает Казначеев. Хотя Марат Шибутов с этим не согласен — он отмечает, что растрачивать особо нечего, так как выделяемые средства мизерны.
— В дальнейшем, когда финансирование напрямую от государства будут получать все сельские акимы,
нужно, чтобы за бюджетными потоками была сформирована система контроля
Пока же механизмы не отработаны, поэтому процесс передачи полномочий в управлении бюджетами тормозится, — подчеркивает Казначеев.
По его словам, сейчас
необходимо усиливать контрольные функции местных представительных органов власти. Как правило, это маслихаты
Возможно, стоит сделать аналоги региональных счетных палат, которые бы проверяли качество бюджетирования.
Также политолог убежден, что необходимо пересматривать принципы налоговой политики. Большая доля собираемых налогов должна оставаться у местных органов власти. Вот тогда акимы будут заинтересованы в развитии бизнеса на подконтрольных территориях.
— У сельских акимов фактически связаны руки, они не могут привлекать инвестиции под несуществующие полномочия.
Инвестор не придет работать в село, зная, что в любой момент вышестоящая структура изменит правила игры,
— говорит он.
Политолог Андрей Чеботарев, в свою очередь, замечает, что не все сельские акимы сегодня связаны с местами своей работы.
— Многие даже не знают своих акимов
Через избрания в районных маслихатах их как-то продвигают, назначают. Но зачастую эти люди не являются ни жителями, ни уроженцами тех сел, куда приходят управлять. В лучшем случае, они живут в районных центрах, а в худших — далеко от сельских округов и вообще редко появляются на рабочем месте. Видимо, поэтому и нет реального интереса к своей работе.
В таких случаях должность используется либо в качестве решения каких-то личных вопросов, либо для дальнейшей карьеры, — рассказывает политолог.
По словам Чеботарева,
некоторых чиновников убеждают поработать какое-то время в селе для виду, с перспективой
перевода в район или область.
— Думаю, если бы население само избирало акимов или других должностных лиц, возглавляющих сельские населенные пункты, ситуация была бы иная.
Люди бы выбирали своих односельчан
Ведь после последних назначений многие в селах жаловались, что избранного акима видят впервые. И происходит все это, потому что нынешняя власть опасается утратить контроль над регионами, — заключат Андрей Чеботарев.