Похороны превратились в выгодный бизнес. В Алматы цена за участок может доходить до 1 млн тенге, стоимость ритуальных услуг варьируется от 50 до 90 тыс. тенге. Даже забрать тело усопшего из морга выльется в кругленькую сумму. Дорого нынче найти последнее пристанище…
Журналисты программы «Басты бағдарлама» провели собственное расследование и узнали, сколько стоит похоронить близкого.
«Земля будет стоить 80 тыс. Если считаете, что дорого, есть другие кладбища — в Көккайнаре, Алғабасе», — рассказывает журналистам заведующий кладбища Боролдая. Участки он показывать отказался, потребовал сначала расплатиться.
Корреспонденты отмечают, что 80 тыс. тенге за землю под могилу — не предел. Цена вопроса везде разная. Самые дорогие кладбища на Кеңсай-1 и Кеңсай-2. Право быть похороненным там стоит 90 тыс. тенге. Это стоимость, закрепленная местной администрацией.
Цены на участки для состоятельных людей могут доходить до 1 млн тенге!
Эту народную мудрость познала Лариса Савина — она потеряла сначала мужа, а затем мать.
«Когда я собиралась похоронить мужа на кладбище Боролдая, у меня попросили $2 тыс. Сумма для нас неподъемная, начали искать участки дешевле. В итоге я нашла за 500 тыс. тенге», — рассказала женщина.
Эти деньги Савина заплатила только за земельный участок.
Еще 230 тыс. тенге она выложила людям в белых халатах, чтобы забрать тело из морга
Прайс-лист центра ритуальных услуг в Алматы шокирует: подготовка места для захоронения стоит 7 тыс. тенге, могильная плита — 14,3 тыс. тенге, рытье ямы — 16 тыс. тенге.
А в центре ритуальных услуг в Астане даже не скрывают, что встречают клиентов по одежке.
«У нас специальные цены для трех групп клиентов: богатых, средних и бедняков»,
— сказал заведующий Александр Лапшин.
Чтобы найти деньги на похороны, некоторые идут за кредитом в банк. Боязнь общественного мнения толкает иных на опрометчивые шаги.
ДУМК это осуждает, но вмешаться не может. «Цены на ритуальные услуги не входят в нашу компетенцию. Ритуальные услуги оказывают специальные компании.
Мы не можем вмешиваться в их работу. Отношения между отдельным гражданином и компанией регулируются договором», — заметил руководитель пресс-службы ДУМК Ағабек Қонарбайұлы.
Писатель Дулат Исабеков категоричен:
«Поднимать свой авторитет за счет пышного траурного застолья — и религия против, и не соответствует казахским традициям
А мы об этом забыли. Поминальный обед превратился в соревнование. Если человеку не сообщить, что он на поминках, он может подумать, что сидит на свадьбе. Никакой разницы. Некоторые на стол даже торт ставят.
Из-за желания не ударить в грязь лицом люди начали накрывать дастархан на поминках один другого круче
— возмущается писатель.
Его поддержал и руководитель пресс-службы ДУМК Ағабек Қонарбайұлы. По его словам, муфтият составил правила проведения поминок.
«По этим правилам меню дастархана мы ограничили 5-6 необходимыми блюдами. В список входят: горячее блюдо, курт, жент и другие продукты», — уточнил Қонарбайұлы.
Но похоже, «уят страшнее смерти». Рекомендации муфтията казахстанцам не указ