Глава МОН РК сообщил, что вскоре в школах Казахстана будет внедрена новая концепция цифровизации, которая позволит обеспечить доступность электронных программ образования. Однако депутаты выразили мнение, что до перевода все на «цифру» нужно исследовать влияние гаджетов на здоровье школьников.
На днях глава МОН РК Ерлан Сагадиев, выступая в Мажилисе парламента, сообщил, что ведомство разрабатывает новую концепцию цифровизации, которая позволит обеспечить тотальную доступность и мобильность электронных программ образования.
Предполагается, что эти новшества позволят родителям, учителям и самим детям загружать всю нужную информацию в свои телефоны.
Со временем даже учебники и наглядные пособия для детей будут в электронной форме
Однако депутаты попросили МОН не спешить и провести исследование влияния гаджетов на здоровье школьников. Ведь время, проводимое за различными электронными устройствами, уже превышает норму.
Как сообщил в своем выступлении вице-министр здравоохранения Алексей Цой, конкретных исследований в системе здравоохранения Казахстана не проводилось, а потому
пообещал организовать специальную рабочую группу и тщательно все изучить
Но даже без результатов исследования становится ясно, что зрение казахстанских школьников ухудшается из года в год.
По словам Жулдуз Искакбаевой, к.м.н., врача АО «Казахский НИИ глазных болезней» (КазНИИ ГБ),
сейчас найти абсолютно здорового ребенка довольно проблематично
И на возникновение так называемой школьной близорукости влияет целый ряд факторов.
— Нарушения зрения у детей происходят вследствие хронических заболеваний, гиподинамии (малоподвижности) и возросших зрительных нагрузок, – говорит Жулдуз Сейтхановна. – Кроме того, на зрение может повлиять недостаточная освещенность в классах и даже неудобные парты.
Поэтому, наверное, нельзя сказать, что зрение у детей портится именно из-за новых методов обучения. Я думаю, что когда в школах ввели интерактивные доски и другие средства, авторы новшества все же основывались на исследованиях, показывающих, насколько все это безопасно для детского зрения.
Точно об этом я сказать не могу, так как целенаправленно мы такие исследования не проводили. Но то, что
все гаджеты влияют на зрение – это факт. И большое значение имеет проводимое время у монитора или дисплея
Поэтому я считаю, что повсеместное распространение гаджетов все же сыграло роль в том, что сейчас наблюдается рост приобретенной детской близорукости. Причем не только у нас — по всему миру эти цифры стремительно увеличиваются.
Проблемой роста патологий зрения у школьников озабочены и другие врачи-офтальмологи. По словам Нэйли Алдашевой, д.м.н., заместителя председателя правления КазНИИ ГБ,
число аномалий рефракции, отмечаемой у первоклассников, к моменту окончания школы возрастает почти в 10 раз
— Допустим, у первоклассников мы выявляем до 4% аномальных рефракций, а у старшеклассников до 40%, – говорит Нэйля Ахметовна. – Учитывая столь выраженный рост нарушений зрения,
сейчас внедрен научный проект, направленный на разработку комплексной профилактики
Пока он проходит в пилотном режиме в Алматы в рамках меморандума между нашим институтом и городским управлением здравоохранения и образования. Суть проекта в том, что в нескольких школах Алматы, в числе которых спортшкола и гимназия,
мы внедряем дистанционный скрининг, обследуя учеников 1, 5 и 9 классов, по мере возрастания нагрузок
Для этого используются компьютеры в кабинетах информатики и специально обученные преподаватели во время урока проводят обследование. Включается специальная компьютерная программа, дети отвечают на определенные вопросы, рассказывают, что видят на картинке и так далее.
На основании анализа полученных данных мы выявляем детей с нарушениями зрения. После этого они приглашаются в специально открытые кабинеты охраны зрения детей, где консультируют наши специалисты. Проводится дальнейшее обследование и лечение. Конечно, все это совершенно бесплатно.
Как показывает статистика,
самая большая распространенность нарушений зрения отмечена в гимназии, а наименьшая – в спортшколе
Но есть ли здесь связь с использованием гаджетов, или же всему виной общие учебные нагрузки – точно сказать мы пока затрудняемся.
Помимо испорченного зрения школьников многих родителей тревожит и другая проблема, связанная с использованием гаджетов в образовательном процессе. А именно – не откажутся ли их дети, привыкшие к цифровым технологиям, от книг и других традиционных форм познания мира. А впоследствии — и от живого общения с другими людьми.
По мнению психолога Оксаны Гулак, определенные минусы есть, но плюсов тоже хватает. Тем более, что мы все равно не можем противостоять развитию технологий, которые так или иначе влияют на детей.
— Я думаю, что действительно сейчас растет поколение, которое перестает читать книги, – говорит Оксана Валерьевна. – Но оно воспринимает больше информации аудиально и визуально, больше слушает и смотрит видео.
Поэтому современные дети могут знакомиться с произведениями классиков через аудиокниги и фильмы. И со временем, наверное, так будет. Поэтому я думаю, что опасения взрослых, связанные с использованием средств информации и коммуникаций, обусловлено тем, что они сами не могут это понять и смириться.
Мы жили в другом мире, где были книги и где нам больше приходилось визуализировать
А у наших детей визуальные стимулы уже наготове – достаточно открыть определенный видеофайл.
Мы попросту не знаем, как принимать поколение детей, которые совершенно по-другому видят мир, воспринимают информацию и даже иногда говорят с нами по-другому. В итоге нам приходится перестраиваться, менять свое мировоззрение. А это очень непросто, и часто этого очень не хочется делать.
Поэтому я думаю, что
развитие и внедрение новых технологий в школьную систему образования – это хорошо
Мы следуем темпу, в котором сейчас движется мир. И этот процесс уже невозможно повернуть вспять.
При этом психолог не отрицает, что в этом есть и определенные минусы. Главный из них – виртуализация, в которую все больше погружаются дети, и их эмоциональная изоляция в сфере человеческих отношений.
Это в немалой степени затрудняет контакты с другими людьми
— Раньше дети больше времени проводили на улице, контактируя друг с другом. Теперь же они в основном общаются виртуально, – продолжает собеседница. – Виртуальность, конечно, создает ощущение приобщенности через игры или соцсети.
Но такое общение разительно отличается от реального, которое все больше становится затрудненным. И раз уж мы не можем запретить новые технологии,
должны поддержать своих детей, создав платформу именно для человеческого общения
В роли такой платформы чаще всего выступают учителя и их человеческие качества, наши разговоры с детьми и времяпрепровождение с ними. Но помните — чтобы добиться доверия, не следует пытаться подстраивать детей под взрослых, которые привыкли к другому миру. Именно вам придется присоединяться к ним.
Например, не следует читать нравоучения о вреде гаджетов, навязывать беседу на интересную и полезную, на ваш взгляд, тему. Нужно просто подойти и спросить, а что в игре у тебя происходит, ты сейчас на каком уровне, кто выигрывает?
Расспросить ребенка о том, что происходит в других сферах его виртуальной жизни, пытаться понять этот новый мир, который создан и при помощи нашего поколения в том числе. Ведь именно оно разрабатывало и создавало гаджеты, соцсети и игры.
Но «перегибать палку» не стоит. Когда все больше детей и подростков практически живут в виртуальном мире, очень важным становится именно человеческий фактор: профессионализм учителей, внимание родителей, а иногда и профессиональная помощь психолога.
— На мой взгляд, необходимо сделать упор на групповые встречи детей и создать условия, чтобы они могли общаться и понимать свои отношения друг с другом, – продолжает Оксана Валерьевна.
– Стоит помнить и об ограничениях виртуальной жизни. Например, четко разграничить время, уделяемое компьютерным играм, общению с детьми во дворе или занятию в различных кружках и спортивных секциях. Не помешает и общий семейный отдых.
В общем, нужно сделать так, чтобы погруженность ребенка в учебу или индивидуальную игру не превалировала, обязательно присутствовала групповая деятельность – занятие спортом, общение с друзьями, совместная прогулка с родителями и так далее.
В целом, по мнению психолога, ничего страшного в гаджетах нет. Просто зачастую мы хотим прививать детям и доносить до них знания таким образом, каким их привыкли получать мы. Отсюда и недопонимание, а то и откровенная неприязнь к новшествам технического прогресса, которые, если вдуматься, созданы именно для того, чтобы облегчить человеку жизнь.