Вооруженные силы Китая будут модернизированы по последнему слову техники. При этом КНР не угрожает другим государствам, а сообщает, что китайская армия в состоянии защитить экономические интересы Пекина.
Такое заявление сделал Си Цзиньпин, выступая во время первой сессии Всекитайского собрания народных представителей 13 созыва.
Таким образом Пекин в очередной раз заявил о своих планах по продолжению реформ оборонного ведомства. К слову, в октябре 2017 года на открытии XIX съезда Коммунистической партии Китая председатель КНР в очередной раз
сообщил о намерении правительства страны модернизировать армию и нарастить потенциал вооруженных сил
«Мы приложим все возможные усилия для укрепления обороноспособности и модернизации ВС Китая», – отметил тогда китайский лидер.
Напомним, что в соответствии с Конституцией КНР армия подчиняется не правительству или руководству коммунистической партии, а Центральному военному совету. Пост председателя ЦВС с 2013 года занимает генеральный секретарь ЦК КПК Си Цзиньпин.
Слова руководства Китая не расходятся с делом. В этом плане показательным стал военный парад по случаю 90-летия Народно-освободительной армии Китая (НОАК), который прошел в июле 2017 года. Отметим, что это был первый парад, проводимый в честь китайских вооруженных сил с момента образования КНР в 1949 году.
В мероприятии 2017 года приняли участие 12 тыс. военнослужащих, 129 военных самолетов, 571 единиц наземного оборудования.
При этом более 40% задействованной на параде техники было продемонстрировано впервые
Среди новинок особое внимание привлекли танк 99-A, разработанный в китайском НИИ, и самоходный ПТРК HJ-10, способный поражать танки, вертолеты и бронированные транспортные средства.
Кроме того, были продемонстрированы сверхманевренный истребитель J-16 и истребители пятого поколения собственной разработки J-20 и J-31, малозаметные, способные летать на низкой высоте, уклоняться от радиолокационного обнаружения и совершать внезапное нападение.
Ракетное вооружение было представлено стратегическими баллистическими высокоточными ракетами DF-26, способными нести обычные и ядерные боеголовки и поражать наземные и морские цели.
Также были представлены противокорабельные баллистические ракеты средней дальности, так называемые «убийцы авианосцев» DF-21D. Впервые были продемонстрированы последние китайские ракетные комплексы DF-31AG (межконтинентальная баллистическая ракета дальностью полета 11 тыс. км) и DF-41 (дальность полета 14 тыс. км).
Комплексы способны нести по 3-4 ядерных блока на одной ракете. Новые межконтинентальные баллистические ракеты на базе модификаций DF-31AG размещаются на подвижных наземных платформах.
НОАК продолжает оставаться крупнейшей в мире армией, чей личный состав насчитывает 2 млн человек.
Проведенное в 2017 году сокращение было направлено на оптимизацию раздутых военных округов. По мнению руководства, компактную по размерам армию можно быстрее модернизировать.
Необходимо отметить, что процесс сокращения личного состава регулярных подразделений НОАК постоянно сопровождается усилением Народной вооруженной полиции, чья численность постоянно растет.
Начавшаяся в январе 2016 года реформа в первую очередь затронула управление НОАК. Так, на смену четырем штабам (Генштаб, главное управление тыла, главное политуправление и управление вооружений) пришли 15 отделов. Действующие до 1 февраля 7 военных округов были заменены на 5 зон военного командования.
Северное командование (штаб в г. Шэньян) включает в себя 4 группы армий (16, 26, 39 и 40) и направлено на нейтрализацию угроз со стороны Северной Кореи, Монголии, севера Японии и России.
Западное командование (штаб в г. Чэнду) обеспечивает безопасность Тибета, Синьцзяня, индийского направления. В составе насчитывается 3 группы армий (13, 21, 47) и около 10 отдельных дивизий.
Южное командование (штаб в г. Гуанчжоу) обеспечивает контроль над вьетнамской, лаосской и мьянманской границами, а также в провинциях Юньнань и Гуйчжоу. На данном направлении сконцентрировано 3 группы армий: 14, 41 и 42.
Восточное командование (штаб в г. Нанкине) отвечает за Японию и Тайвань, вернее его направление через Восточно-Китайское море. В состав входит 3 группы армий: 1, 12 и 31.
Центральное командование (штаб в г. Пекине) традиционно защищает китайскую столицу. Поэтому в его составе насчитывается 5 групп армий (20, 27, 38, 54 и 65), две из которых являются элитными.
Реструктуризация позволила создать маневренные силы, которые в состоянии оперативно реагировать на внештатные ситуации. Теперь за каждым командованием закреплены направления, за которые оно отвечает, исключив дублирование и несогласованность действий.
На сегодня НОАК состоит из пяти родов войск:
Войска стратегической поддержки являются самым молодым родом войск, он появился 31 декабря 2015 года. В сферу деятельности входит разведка, ведение информационной войны, проведение атак в киберпространстве, а также радиоэлектронное противодействие.
Проводя реформу ВС, Пекин ясно дал понять, что
в отстаивании своих национальных интересов он рассчитывает только на себя
При этом становится очевидным, кто Китай не намерен создавать какие-либо военные альянсы в Азии, пусть даже носящие формальный характер.
Пекин будет продолжать сотрудничать со своими партнерами в рамках многосторонних или двусторонних соглашений. Очевидно, что для поддержания стабильности в регионе Китаю достаточно участия в рамках ШОС.
Сегодня в планы Пекина не входит позиционирование в качестве супердержавы
(по аналогии с США) с агрессивной внешней политикой и вооруженными силами, готовыми осуществлять «освободительные операции», несущие «свободу, отстаивание прав человека».
Это подтверждают и слова Си Цзиньпина. «Китай никогда не будет стремиться к гегемонии или экспансии.
Лишь тот, кто привык угрожать другим, рассматривает всех в качестве угрозы», — отметил глава Китая
При этом он подчеркнул, что китайские власти не собираются навязывать другим свою волю, однако будут защищать свой суверенитет, территориальную целостность и интересы граждан.
В то же время проводимая модернизация китайских вооруженных сил может быть связана в том числе и с усилением военной составляющей глобального китайского проекта «Один пояс – один путь».
Другими словами, Пекин уже сейчас готовится защищать всеми возможными способами проект, в который уже вложены большие деньги, и это еще не предел. Мобильная, оснащенная по последнему слову армия КНР в состоянии защитить китайские инвестиции.