В настоящее время в Афганистане размещено 15 тысяч солдат ВС США. В 2018 году стоимость военного присутствия США в этой стране составит 45 млрд долларов, пишет The Hill. Этой суммы хватило бы на то, чтобы дважды построить стену между Америкой и Мексикой, как того хотел Трамп. Во время предвыборной кампании он агитировал за полный вывод войск, но став президентом, отправил дополнительные войска.
За 16 лет войны цели и задачи Вашингтона в Афганистане не изменились. По сей день американцы борются с террористами, чтобы не дать последним создать суверенное формирование в Центральной Азии. Методика также не претерпела изменений – прямые военные действия в Афганистане и Пакистане продолжаются с одновременной помощью обоим государствам в деле укрепления их армий и спецслужб.
Сменилось 3 президента США,
афганская война дольше вьетнамской, потери составляют более 2 тыс. солдат, сумма расходов колеблется от 1 до 2 трлн долл.,
но ничего не изменилось, сообщает Washington Post.
Афганистан и Пакистан продолжают оставаться прибежищами террористических группировок – Аль-Кайеды, ДАИШ и Талибана, который пользуется поддержкой местного населения.
Став президентом, Трамп объявил о наличии у него военного плана «с открытой датой» и более жесткой риторикой в отношении Пакистана. Большинство руководящих чиновников США говорят, что успешные переговоры с террористами вряд ли возможны.
Однако следует отметить, что
по сей день Америка не предприняла ни одной серьезной попытки исправить ситуацию
Каждый новый ввод американских солдат сопровождается протестами Талибана. К примеру, 14 февраля они распространили открытое письмо народу Америки с просьбой давить на Белый дом, чтобы тот прекратил войну и вывел войска из Афганистана. И каждый раз Вашингтон отмалчивается.
Региональные и международные игроки, имеющие свои интересы в Афганистане, также призывают установить мир, но ни одна из этих сторон не может принять на себя роль лидера мирного урегулирования.
Война в Афганистане лучше всего видна в разрезе.
Первое — война афганцев против афганцев, а точнее, желание Талибана восстановить свой контроль над территорией страны и ее столицей.
Второе — конкуренция региональных игроков Индии, Ирана, Пакистана и России.
Третье — собственно сама война коалиции под руководством США против террористических группировок, которые пользуются первыми двумя войнами, чтобы обеспечить себе пристанище в этой стране.
Соответственно попытки дипломатического урегулирования войны должны предприниматься в каком-то из этих трех конфликтов или во всех трех сразу. И
ключом к переговорам является вопрос будущего Талибана в мирном Афганистане
Скорее всего, Талибан должен стать политической партией в рамках конституции. А это потребует внесения изменений в главный закон, разговоры о чем ведутся уже давно и впустую.
Стороны озвучивают разнообразные варианты таких изменений – от превращения страны в парламентское государство до делегирования некоторых полномочий на региональный уровень.
Самый сложный вопрос будущих переговоров — кто будет контролировать силы обороны и обеспечения безопасности, включая международные миротворческие формирования.
Талибану нужно только одно — вывод иностранных войск. Но на это потребуется время
Теоретически, войска ООН и миротворцы из мусульманских государств могли бы заменить США и НАТО. Но для борьбы с терроризмом и предотвращения гражданской войны потребуется большой практический опыт. Стоит учитывать и то, что присутствие может растянуться на неопределенно долгое время.
Пакистан хочет обеспечения и защиты своих интересов в Афганистане и выступает против расширения влияния Индии в этой стране. Защитить свои интересы Пакистан сможет, если в правительство Афганистана войдут лидеры Талибана, с которыми Пакистан сотрудничает много лет.
Это будет крайне
сложно «продать» тем афганцам и американцам, которые последние 16 лет воюют против Талибана
Экс-президент Афганистана Хамид Карзай и следующий за ним Ашраф Гани всегда говорили о готовности обратить внимание на озабоченность Пакистана по поводу будущего Афганистана и даже рассмотреть пути возвращения некоторых талибов в состав правительства.
Ситуация весьма непростая, но перспективная. Если Пакистан заручится весомыми гарантиями, он примет суверенный Афганистан, у которого будут хорошие отношения с Индией.
Если Пакистан не получит желаемого, он будет первым «кайфоломом» любой сделки и любых переговоров
Индия принимала участие в свержении режима талибов и подключилась к реализации целого ряда проектов на территории Афганистана, чтобы уравновесить влияние Пакистана.
Китай надеялся, что Афганистан станет оплотом против сепаратистов в Синьцзяне (граница КНР и Афганистана составляет примерно 100 км). С начала 2000-х годов обе страны переживают экономический и геополитический подъем, что дает им больше оснований требовать региональной стабильности для торговли.
Индия развивает свой трубопроводный проект ТАПИ (газопровод из Туркменистана в Афганистан, Пакистан и Индию), а также начала поставки зерна в Афганистан через иранский порт Чабахар.
Китайско-пакистанский экономический коридор – инициатива регионального экономического сотрудничества под патронажем и на деньги КНР дает Пакистану альтернативный США центр влияния.
И Пекин, и Исламабад хотят сократить уровень террористической угрозы, которая ставит под удар будущее 50 млрд долларов. Именно такую сумму Пекин обещает выделить на региональное экономическое сотрудничество.
Соответственно урегулирование проблемных вопросов между Афганистаном и Пакистаном изменит ход и исход всей региональной ситуации.
У этих стран имеются подозрения, что Америке на руку непрекращающийся хаос в Афганистане, чтобы оправдать свое военное присутствие «с открытой датой». Это дает американцам беспрецедентный козырь — Вашингтон может сам устанавливать правила и условия будущего урегулирования.
28 февраля состоялось второе заседание Кабульского процесса, целью которого является мирное урегулирование. На момент заседания Талибан обрушил на неталибанский Афганистан серию атак, включая теракт в самом центре Кабула. Напомним, тогда начиненная взрывчаткой машина скорой помощи убила более 100 человек.
Даже на фоне этой трагедии Карзай публично сказал, что надо продолжать переговоры с талибами без каких-либо предварительных условий. Это заявление было признано мировым сообществом как беспрецедентное предложение. Причем давние политические оппоненты – президент Гани и премьер Абдулла Абдулла выказали редкую солидарность, что только подчеркивает настрой руководства страны на мир.
Этот шаг был тепло принят Ираном, Россией, США, Индией и Пакистаном.
На фоне вышеизложенного позиция США весьма демонстративна. Сегодня у американцев нет спецпредставителя по делам Афганистана и Пакистана – его офис в Кабуле был закрыт в октябре 2017 года. Белый дом по сей день никого не назначил на пост помощника госсекретаря США по делам Афганистана и Пакистана.
Так что на уровне институциональной поддержки процесса мирного урегулирования в Афганистане в США пока царит дипломатическая тишина.
В августе 2017 года
Трамп заявил: «…Мы не собираемся там снова строить государство. Мы уничтожаем террористов…»
Спустя некоторое время Кабул неофициально посетил секретарь по делам обороны Джеймс Мэттис. Он отметил, что некоторые группы Талибана выказали интерес к мирным переговорам и что в этой стране должно быть достигнуто «политическое урегулирование», а не военные победы.
Можно ли считать это достижение благоприятным знаком — судить трудно. Кконечно, визит главного чиновника из оборонного ведомства весьма важен, но страна, глубже всех засевшая в Афганистане, должна выделить отдельного уполномоченного дипломата в качестве показателя настроя на политическое урегулирование.
А может быть подсказки к ответу на афганский вопрос лежат в несколько иной плоскости? Размышления на эту тему в следующей публикации «Афганский мир – центрально-азиатский подход».