Все впечатлились новыми российскими ракетами и пропустили еще много интересного.
Послание Владимира Путина Федеральному собранию переполошило мировую общественность — но больше заокеанскую и в своей милитаристской части. Между тем уже появилось над чем задуматься и элитам ближайших соседей, в том числе и стран ЕАЭС.
Об этом говорит Дмитрий Евстафьев, профессор НИУ «Высшая школа экономики», в интервью порталу «Евразия. Эксперт».
Евстафьев обратил внимание, что Путин говорил не только о глобальной политике, но и об отношениях стран постсоветского пространства. Правда, тему евразийской интеграции российский президент обозначил коротко, зато в связи с глобальными логистическими коридорами и другими проектами.
Кого Путин напугал, а кто собрался заработать?
— На фоне мощной внутриэкономической и внутриполитической «повестки дня» такое упоминание выглядит значимым, но все же не первостепенным, — считает эксперт.
Евстафьев выделяет из путинского выступления несколько условных «сигналов» для элит постсоветских государств.
Сигнал 1. Контекстность отношения к евразийской интеграции.
Главное здесь то, что участие Москвы в проектах (равно как и интенсивность) будет напрямую зависеть от их влияния на структуру именно глобальной экономики.
— Евразийская интеграция перестает быть для Кремля вопросом, который ценен сам по себе
Он может быть ценен как элемент более значимых глобальных процессов, — пишет эксперт.
Сигнал 2. Новая индустриализация как желаемый вектор развития Евразии.
Кремль интересует прежде всего развитие промышленности и реиндустриализация Евразии на базе новых технологий. И включение евразийских проектов в процессы «четвертой промышленной революции».
ЕАЭС определился с единой валютой?
— Вероятно, партнерам России по ЕАЭС следует исходить из того, что
Москва потеряла интерес к развитию Союза в формате исключительно торгового блока
Это не значит, что Кремль стремится к демонтажу ранее созданного. Это значит, что крупных дополнительных инвестиций – финансовых или организационных – в развитие интеграционных процессов при сохранении этой модели не будет. Но совместные промышленные инвестиционные проекты будут восприниматься Москвой с большим интересом и готовностью участвовать, — считает эксперт.
Сигнал 3. Прагматизация и экономизация взаимодействия.
Эксперт считает, что ранее из Москвы нередко выжимались значимые уступки при помощи спекуляций второстепенными вопросами. Например, языковыми. Теперь, утверждает Естафьев,
Путин больше не собирается размениваться «по мелочам»
— «Новый прагматизм» Москвы в контексте евразийской интеграции – это фактор, который партнерам необходимо переосмыслить прежде всего.
Казахстан в ЕАЭС: преимущества сомнительны — цифры и факты
На страны постсоветского пространства этот новый прагматизм может оказать более значимое влияние, — отметил Евстафьев.
Сигнал 4. Чувствительность к военно-политическим рискам.
Сегодня налицо серьезные риски, которые могут дестабилизировать обстановку не только в традиционно «горячих» точках, но и в пространстве Новой Евразии. Которое с некоторых пор считается «успешно застабилизированным», несмотря на наличие нескольких рисковых зон (например, вокруг Афганистана). Россия готова предоставить военно-силовые гарантии своим партнерам в любой форме. Но одновременно, по словам Естафьева, Россия
станет относиться к стратегическим взаимоотношениям региональных элит с внешними силами как к угрозе
— Особенно если это затрагивает военно-силовую составляющую, — предупредил Евстафьев.
Сигнал 5. Внутрироссийский консенсус как приоритет.
Здесь интересы стран ЕАЭС уже будут мало на что влиять. Особенно в тех сферах, где «деятельность элит соседних государств носит противоречивый характер». И серьезно возрастет значимость таких проблем, как миграция, трансграничная преступность, контрабанда. Причем не только в отношениях России с партнерами по ЕАЭС, но и в целом Евразии.
Из выступления Путина Евстафьев сделал и «долгосрочный вывод»: Москва не желает втягивать страны постсоветского пространства в выяснение отношений с Западом.
Какие выгоды Казахстан может извлечь из антироссийских санкций?
Но и не берет на себя дополнительных обязательств.
— Правящие элиты большинства постсоветских государств фактически заняли позицию «выжидательного нейтралитета»
по отношению к России. Выведение стран Евразии за рамки текущей силовой торговли с Западом расширяет пространство маневра Кремля. Практические выводы из этого политического решения, думается, мы будем наблюдать в ближайшие годы, — резюмировал он.