Беларусь приняла декрет №1 «О содействии занятости населения» и проведении профилактической работы с «асоциальными элементами». Новый документ дает право местным комиссиям без суда и по своему усмотрению отправлять «асоциальных» граждан в лечебно-трудовые профилактории (ЛТП) сроком до года, а «иждивенцам» пропишут принудительный труд.
Декрет №1, который президент Александр Лукашенко подписал 25 января 2018 года, оказался декретом №3 от 2 апреля 2015 года «О предупреждении социального иждивенчества». Но «изложенным в новой редакции».
Согласно новому документу, местным органам власти отведена роль людей, близких к населению и ответственных за реализацию декрета.
Официальный телеканал АТН уже
назвал декрет «матрицей нового социального договора между государством и гражданами»
Беларусь, возможно и не осознавая этого, признала, что государство эксплуатирует население. Поскольку понятие социального договора подразумевает соглашение, которое достигается гражданами по вопросам правил и принципов госуправления с соответствующим правовым оформлением.
В данном случае новый декрет показывает, что государство фактически царь и бог
Но в декрете пока нет главного определения, кто же, собственно, является «незанятым в экономике», а также «порядка отнесения трудоспособных граждан» к этой категории лиц.
И то и другое должен определить Совет министров, причём к 1 апреля 2018 года.
В обновленном декрете появилось новое, весьма любопытное понятие — «ресоциализация лиц, ведущих асоциальный образ жизни».
Ресоциализацию предполагается проводить в лечебно-трудовых профилакториях (ЛТП)
Решение, кого считать достаточно асоциальным и подвергнуть ресоциализации, будут принимать чиновники из «комиссии по трудоустройству».
Декрет №1 легализует деятельность этих уже существующих комиссий и расширяет их полномочия, позволяя принимать решения о помещении в ЛТП «асоциальных» лиц.
Более того,
так как правовая база отсутствует, решения будут приниматься по собственному усмотрению чиновников
В настоящее время помимо поиска работы для желающих её найти, комиссии составляют списки лиц, не желающих трудоустраиваться официально — потенциальных кандидатов на «ресоциализацию».
При таком подходе будет очень легко признать гражданского активиста, неудобного властям, лицом с асоциальным образом жизни и отправить без суда в ЛТП.
Приняв такой декрет, белорусские
власти создали механизм внесудебного лишения свободы, причем с подстраховкой на случай скандала
Ответственность же легко свалить на местных чиновников.
«Раньше в ЛТП отправлялись только лица, страдающие хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, и только с санкции суда. И ещё тех, кто не возмещал расходы на содержание государством детей, если они несколько раз в году привлекались к административной ответственности.
Что теперь?
Если буквально понимать декрет, то в ЛТП сроком до 12 месяцев можно будет отправить любого тунеядца… Без предупреждения и привлечения к административной ответственности»,
– пояснил ситуацию юрист Александр Жук.
Вместо ежегодного «сбора на финансирование госрасходов», прозванного в народе «налогом на тунеядство», декрет ввёл «оплату субсидируемых государством услуг по их полной стоимости».
Это коснется с 1 января 2019 года всех трудоспособных граждан, не работающих официально, то есть не платящих подоходный налог.
По мнению экспертов, весь декрет № 1 носит крайне неконкретный характер
«Здесь нет ни одной нормы прямого действия. Как он будет действовать реально, совершенно непонятно. До такой степени неконкретного нормативно-правового акта я еще не видел», – заявил председатель Ассоциации малого и среднего предпринимательства Сергей Балыкин.
А Валерий Карбалевич, политолог и эксперт аналитического центра «Стратегия», полагает, что
«в новом декрете заложены мины», которые при внедрении закона приведут к серьезным последствиям
Оба аналитика считают, что власти не хватило политической воли признать неудачным предыдущий декрет №3, новый же № 1 был разработан исключительно с целью сохранить лицо.
Напомним, что декрет № 3 появился на фоне экономического кризиса, когда власти думали, как пополнить бюджет, а граждане – как выжить в условиях массовых сокращений и повышения пенсионного возраста.
В результате, когда в декабре 2016 года «тунеядцы» стали получать уведомления от налоговой, многие не смогли заплатить требуемой суммы.
Хотя неплательщикам грозили штрафы и арест до 15 суток с привлечением к общественным работам, из 470 тысяч человек, получивших извещения,
«тунеядский» налог заплатили лишь 44,5 тысячи – меньше 10% от общего числа попавших под действие закона
Вместо планируемых $100 млн это принесло в бюджет порядка $7,14 млн– сумму в масштабах государства более чем скромную.
Кроме того, выяснилось, что система учета, выявляющая «тунеядцев», работает плохо. Как, впрочем, и государственная система трудоустройства, а также тот факт, что в небольших городах работы попросту нет.
Поразительно, но декрет №3 не предусматривал, отчего
в «тунеядцы» записывали больных, ухаживавших за ними родственников, демобилизованных солдат и выпускников вузов
В обществе нарастало недовольство. Формулировка «социальное иждивенчество» многими была воспринята как оскорбление. Людей возмущало и то, что государство отбирает у безработных последние деньги, вместо того чтобы оказать им помощь.
Охота на «тунеядцев» в ряде случаев привела к самоубийствам безработных,
а уличные протесты достигли масштабов, каких Беларусь не знала с середины 90-х годов.
В конце концов, власти пошли на попятный. Правда, приостановив действие декрета №3, Лукашенко заявил, что он будет не отменен, а «значительно доработан». Доработанный вариант в виде №1 и был представлен в конце января 2018 года.