Социальная политика в Казахстане проваливается на дно системного кризиса, а бездействие Нацбанка подрывает экономику страны. При этом Тамара Дуйсенова уже поплатилась своим постом, тогда как Данияр Акишев получил очередной «последний» шанс.
На традиционном расширенном заседании правительства Нурсултан Назарбаев устроил разнос подчиненным:
больше всех досталось теперь уже бывшему министру труда и соцзащиты и главе Национального банка
Так, Дуйсенова подверглась критике из-за задержек во внедрении обязательного социального медстрахования и проблемы вовлечения в него самозанятых граждан. В итоге глава государства решил, что «Тамара устала от работы».
Акишеву пришлось оправдываться за недобросовестных банкиров, ворующих народные и государственные деньги. Также президент остался недоволен реализацией программы «Нурлы жер» и призвал не создавать новых Специальных экономических зон, пока не будет проверена деятельность 11 уже существующих.
О том, насколько критична ситуация в социальном блоке, за что отстранена Дуйсенова и почему нынешнее правительство совершает одну ошибку за другой, порталу «Саясат» рассказали казахстанские политологи и экономисты.
Политолог Максим Казначеев убежден, что заниматься самозанятыми нужно системно, во всяком случае, смена министра их положения не улучшит.
– Проблема самозанятых глобальна, связана со структурой казахстанской экономики и не может быть решена в рамках полномочий одного министерства. На мой взгляд, экономическому блоку правительства необходимо создать рабочую группу. Инициативы, выдвигаемые по ситуации с самозанятыми, автоматически должны отражаться в работе всех социальных и экономических министерств и ведомств. Повторюсь, эта проблема системна и решаться должна с помощью системного подхода. Смена одного министра на другого ее не устранит.
Эксперт привел пример, когда группам людей просто присваивают другое официальное наименование, в результате чего миллион самозанятых внезапно испаряется из отчетов.
— Просто их стали называть индивидуальными фермерами-предпринимателями, но это не решение, это переименование. Другой вопрос, что ротация министра назрела давно.
Дуйсенова достаточно долго занимала пост. В практике бюрократии ротация является целесообразной каждые три года
Критерии соблюдены, поэтому, на мой взгляд, особых упреков в адрес работы министерства выдвинуть сложно, как и персонально министру. Министр изначально был поставлен в ситуацию, когда продуктивно работать не мог, — указал политолог.
Максим Казначеев напомнил, что в результате административной реформы 2014 года ведомство Дуйсеновой занималось и социальным развитием, и здравоохранением. То есть совершенно разные функции были свалены «в одну кучу», а при последующем разделении минтруда было восстановлено, что лишь подтвердило неэффективность ранее принятой модели адмуправления. Министр, считает эксперт, из ситуации выжал все, что смог, и в рамках ротации перейдет на другую работу.
О положении в банковской сфере Максим Казначеев отозвался следующим образом:
– Здесь мы встречаемся с другой проблемой – когда правая рука делает вид, что не знает, чем занята левая. Отменить персональные санкции Акишев не может, у него не тот политический вес. Фактически
сейчас он превращается в козла отпущения, который будет нести ответственность за то, что олигархические группы получили государственное бюджетное финансирование и вывели его в офшорные зоны
Передача коммерческим банкам финансирования программы «Нурлы Жер» — это фактически та же самая инициатива, за которую опять кто-то потом будет назначен виновным. Государство через такие схемы поддерживает неэффективные банковские олигархические группы, — отметил политолог.
В целом, по мнению Максима Казначеева, заседание правительства было дежурным.
— Ни одна из поднятых проблем новой не является. В рамках жанра должна была быть проведена дежурная порка очередных назначенных лиц. Ее провели, все увидели и поаплодировали, но интересы ключевых финансово-экономических игроков остаются в приоритете, и никто на них посягать не собирается. Уже в прошлом году мы наблюдали консолидацию финансово-промышленных групп, и поскольку президент реализует инерционный сценарий развития страны, не думаю, что в текущем году социальная и экономическая политика претерпят какие-то радикальные изменения, — сказал эксперт.
По мнению политолога Данияра Ашимбаева, министр труда и соцзащиты Тамара Дуйсенова просто стала крайней, а в администрации президента и в правительстве должны безотлагательно заняться социальным блоком, превратившимся в «черную дыру».
– Заседание правительства оставляет не самое позитивное впечатление. Принимаемые решения и прописанный в них априори алгоритм не дают никаких результатов. Возьмем ситуацию с банками.
Она упирается в то, что банки прямо или косвенно замыкаются на высших чинах страны. Некоторые из них уже не в состоянии отделить свои интересы от государственных
Необходима персонализация ответственности. Как только ответственность персонализируется, лицо, на которое ее возложили, пытается любыми средствами от нее уклониться. Понятно, что в случае неудачи найдется масса причин, чтобы повесить обвинение в коррупции или вовсе уволить. Поэтому чиновников, способных принять решение и добиться его реализации, соразмеряя политические риски со своим авторитетом, не так много. В правительстве вообще единицы, — пояснил политолог.
По его словам, нынешний кабинет совершил уже достаточно ошибок.
— Мы видим
фаворитизм, коррупционный элемент и совершенно непрозрачные решения
Взять хотя бы приватизацию объектов здравоохранения, необходимость которой не была обоснована и конечный бенефициар неизвестен. Видим очередной бензиновый кризис, невнятную курсовую политику – а это взаимная компетенция правительства и Нацбанка, поскольку последний тщательно уклоняется от принципиальных решений. Видим вызвавший острую критику момент с размещением средств фонда соцстрахования в холдинге «КазАгро».
Правительство Сагинтаева под ударом: Масимов готовится к возвращению?
Непрозрачные решения и коррупционные скандалы стали фоном работы, отметил эксперт. При этом об успехах, какими мы гордились еще пять-семь лет назад, пусть они и были обусловлены выгодной внешнеторговой конъюнктурой, сегодня мало кто вспоминает.
Одни и те же вопросы перекочевывают из послания в послание, из заседания в заседание — и среди них диверсификация экономики, рост инвестиционной привлекательности, повышение транспарентности управления, передача непрофильных активов в конкурентную среду. Словом, именно эти вопросы и были подняты в очередной раз.
– Тамара Дуйсенова хоть и не считалась особенно авторитетным министром – согласно рейтингам, она входила в последнюю пятерку – тем не менее, всегда воспринималась в качестве работящего и компетентного человека. Проблема самозанятых достаточно остро стоит уже много лет. Есть масса разработок, предложенных и в депутатском корпусе, и в правительстве, и экспертами. Несколько лет назад я сам отправлял рекомендации легализации самозанятых с использованием механизма цифровизации. Вопрос в том, кто возьмет на себя ответственность за решение? То есть кто будет распоряжаться бюджетными программами и кто будет нести политические риски? Если бы бюджет был в одном ведомстве, а риски – в другом, в том же минтруда, проблема легко сдвинулась бы с мертвой точки. Поэтому из Дуйсеновой сделали по сути крайнюю, — пояснил политолог.
Данияр Ашимбаев уверен, что ситуация в социальной сфере крайне непростая. И без того плачевное положение в здравоохранении осложняется введением пресловутого медстрахования, спорной приватизацией крупнейших медучреждений, которые, по мнению многих, должны оставаться в собственности государства. Давно назревает проблема регулирования внешней и внутренней миграции, а также регулирования трудовых конфликтов и не менее пресловутой самозанятости.
Ситуация в соцсфере усугубляется из-за негативных сценариев в экономике – предприятия закрываются, не развиваются намеченные ранее проекты, про вторую пятилетку ФИИР уже никто не вспоминает. Сюда же нужно добавить и проблемы в системе образования, где к перманентным скандалам с качеством обучения, учебниками, реформами и т. д. недавно добавился грандиозный скандал с распределением научных грантов.
– Социальный блок трещит по швам. В принципе, он представляет собой гигантскую «черную дыру»
Внутренняя идеологическая концепция его вообще не касается. Встает вопрос: как координируется соцблок? Осенью эти функции были возложены на вице-премьера Ерболата Досаева, внушавшего определенный оптимизм, несмотря на скандальный уход с поста главы минздрава в 2006 году. За два года работы министром его деятельность была оценена специалистами достаточно высоко – не будучи медиком по профилю, он принял множество интересных управленческих решений, некоторые действуют и по сей день. Тем не менее, координации социальной политики в стране нет, — считает эксперт.
Назарбаев назначил министра труда и социальной защиты
Преемник Дуйсеновой – Мадина Абылкасымова, как отметил политолог, прежде работала в администрации, в правительстве, долгое время была вице-министром экономики.
— Ей, конечно, потребуется время на вхождение в дела, вникание в проблемы, на наращивание авторитета. Пока она больше известна в качестве дочери известного мажилисмена Ерасыла Абылкасымова, но не как самостоятельная политическая фигура. Пока новый министр войдет в курс дела, возникнет некий вакуум.
Между тем, напомнил Ашимбаев, экономический кризис продолжается, а госаппарат чрезмерно увлекся идеологией в ущерб социальной сфере.
– Начинают возникать новые риски. Необходимо, чтобы социальная политика имела такое же представительство во власти, такую же персональную ответственность, как нефтегазовая и банковская сферы. Сейчас от любого неправильного решения или отсутствия решения зависят судьбы миллионов. Есть вопросы по пенсионной системе, коррупции в ЕНПФ, где уже идет судебный процесс, и не факт, что он будет последним. Есть вопросы по движению финансовых потоков, которые можно было бы направить на решения социальных проблем. Но государство не демонстрирует каких-либо серьезных подходов к этой сфере, — подчеркнул политолог.
Он считает, что социальная политика должна стать одним из приоритетов.
– Назревают определенные вопросы. Не пора ли администрации президента вывести социальную политику в ранг одного из основных приоритетов? Не только латинизацию, выявление «100 новых лиц» в пропагандистских целях и поиски сакральных мест, но и проблематику труда, занятости, здравоохранения, образования, а также вменяемой государственной политики в этих сферах. На кого будут возложены такие функции: на отдельных замруководителей, помощника президента или хотя бы на госсекретаря – это, конечно, в компетенции главы государства. Но то, что «социальная дыра» становится все более зияющей и заброшенной, очевидно все сильней, — заключил эксперт.
Экономист, директор Центра «Talap» Рахим Ошакбаев считает, что Национальный банк не выполняет своих прямых функций.
– Заседание было весьма информативным. Я бы сделал акцент на критике ситуации в банковской сфере. Похоже, что терпение президента подходит к концу, потому что никакого фундаментального улучшения ситуации с кредитованием МСБ не происходит. Прокрастинация, бездействие надзорного органа в отношении откровенно безответственного поведения ряда банков, которое заканчивается тем, что государство вынужденно выделять этим банкам деньги и искусственно поддерживать их доходность. Это приводит к тому, что по сути, вся деловая активность, развитие экономики существенно блокируются дисфункцией банковского сектора в части кредитования.
Примечательно, что когда глава надзорного ведомства сказал «спасибо» президенту за законопроект по усилению надзорных полномочий, президент его одернул, сказав: «За что спасибо? Вы давно должны были это сделать».
Это и называется прокрастинация – то есть имитация деятельности, когда под различными предлогами не занимаются своими обязанностями
Ищут причину в недостаточности законодательства, нехватке полномочий, которые давно можно было ввести, и все бы поддержали. Кроме того, ещё 30 ноября 2015 года, более двух лет назад, президент дал Нацбанку поручение сделать независимую оценку качества активов – провести стресс-тестирование. По сути, указание было проигнорировано, — отметил эксперт.
Что касается передачи финансирования программы «Нурлы Жер» от акиматов банкам второго уровня, Рахим Ошакбаев считает, что в этом нет никакого противоречия.
— Критика прозвучала по поводу неэффективного исполнения надзорных функций. Но то, что банки – ключевой элемент рыночной экономики и должны выступать финансовым посредником, под сомнение не ставится.
Эксперт подробно остановился на критике в адрес Специальных экономических зон, прозвучавшей на заседании.
– Как экс вице-министр (Министерства по инвестициям и развитию – ред.), курировавший сферу инвестиций, в том числе СЭЗ, я абсолютно согласен с тем, что в нынешней форме они неэффективны. В свое время нами был подготовлен ведомственный анализ: льготы, предоставляемые участникам СЭЗ, не находят отклика в виде деловой активности и занятости. Доступ в СЭЗ ограничен, многие жаловались, что годами не могут его получить. Мы вносили предложение упразднить СЭЗы, и тем субъектам, которые уже являются резидентами, для обеспечения стабильности налогового положения перевести льготы СЭЗ в индивидуальные инвестиционные контракты. Соответственно, когда упраздняются СЭЗ, их инфраструктуру можно использовать в качестве индустриальных зон, тем самым не ограничивая доступ к ней только для льготируемых видов деятельности и увеличивая эффективность использования инфраструктуры, — пояснил Рахим Ошакбаев. Реализация такого предложения была бы правильным решением, особенно в условиях ЕАЭС и ВТО, добавил он.
По поводу отставки министра труда и соцзащиты Тамары Дуйсеновой эксперт отметил, что «…это был хороший министр труда. Я лично считаю, что министерством труда под руководством Тамары Дуйсеновой была проделана большая работа по установлению статусов людей, отсутствующих в базах данных. В прошлом году, по сути, минтруда сделало перепись населения, обнародовав цифры, гласящие, что пять с половиной миллионов человек не были зарегистрированы в базах данных – это очень ценная экономическая информация. Министр и ведомство под ее руководством нашли в себе смелость провести подобный титанический труд, поэтому я хотел бы высказать уважение к начатой ими работе».
Гендиректор Центральноазиатского фонда развития демократии, кандидат политических наук Толганай Умбеталиева считает, что для президента очень важно поддержать мнение о государстве, как о гаранте экономической стабильности и безопасности.
– Не могу сказать, что я внимательно следила за деятельностью Тамары Дуйсеновой на посту министра. Но если исходить в целом из риторики экс-министра, она создавала впечатление профессионала, знающего свою работу. Конечно, за один год реально повлиять на социальную ситуацию, решить проблемы, которые накапливались годами, сложно. Какой бы ты ни был профессионал, это невозможно.
Но могу предположить, скорее всего,
отставка произошла, потому что министр допустила серьезную политическую ошибку как представитель государства во время протеста шахтеров
Ее заявления способствовали не решению конфликтной ситуации, а скорее, усугубили ее, вызвав широкую дискуссию в обществе в негативной тональности. Министр в этот момент выглядела растерянной, не владеющей ситуацией. Для президента это было равносильно провалу, так как для него сегодня очень важно решение любых противоречий с обществом, населением. Именно этого в первую очередь он ждет от своих министров-менеджеров в той или иной сфере, — отметила эксперт.
Нового министра Абылкасымову эксперт охарактеризовала как «молодого специалиста, у которого нет своей истории в решении важных и сложных проблем».
– Президент, покритиковав решение отдельных вопросов и отдельных министров, в целом выразил доверие и к правительству и Национальному банку. Обозначил свою позицию, дал указания, как обычно происходит на всех совещаниях в различных институтах и компаниях. Поэтому с точки зрения формата проведения, ничего необычного. С точки зрения содержания, заметно придание сформированной еще в прежние годы повестке модернизации современного качества. Ведь сегодня основной вызов перед государством – это реализовать на уровне принятые программы, стать гарантом соблюдения законов и обеспечения различных видов безопасности населения. Государство в глазах некоторой части населения перестает быть гарантом безопасности, законности и справедливости, другая часть уже перестала верить в эти гарантии, так как в отдельных секторах государство покупается и продается, Некоторые вопросы, которые озвучивал президент, выглядели как попытка ответить на этот системный вызов, — пояснила политолог.
По мнению Толганай Умбеталиевой, «банковская система является частью этого системного вызова. Уже не первый год говорят и обсуждают эту проблему, но не могут найти решение. Все реформы, которые предлагаются, на мой взгляд, очень поверхностные, и всегда предлагаются одни и те же решения: то объединение, то разъединение банков. Поэтому на прошедшем заседании произошла смена финансового управленца программы «Нурлы Жер», но системного изменения я лично не заметила. Но возможно, экономисты будут другого мнения».