С конца 2017 года государственный аппарат «потряхивает», и похоже, что главные кадровые перестановки еще впереди.
Нагрузка на казахстанских управленцев продолжает расти: к ней добавилась программа цифровизации и готовящееся переформатирование национального Совета безопасности, запускающее очередной этап изменения вертикали власти для подготовки сценариев по ее транзиту. Кроме того, тревожным звонком для власти стал точечный рост протестной активности, о чем свидетельствуют забастовки на предприятиях «Казахмыса» и «АрселорМиттала».
https://365info.kz/2018/02/moroz-po-kozhe-akimy-zhdut-otstavok/
Эти факторы в числе прочих наблюдатели называют причинами для кадровых перестановок. Их возможность активно обсуждается последний месяц. Не последнюю роль в накале ожиданий играет и состояние перманентной «тряски», в котором госаппарат находится с конца прошлого года.
За это время ротация прошла в ФНБ «Самрук-Казына», Верховном суде, антикоррупционной службе, генеральной прокуратуре, также сменились вице-премьер-министр сельского хозяйства и аким Жамбылской области. При этом вопрос дальнейшего перераспределения командных высот остается открытым. В частности,
предстоящее расширенное заседание кабмина должно снять вопросы о судьбе правительства, но вероятнее всего, произойдут точечные замены
Портал «Саясат» подготовил рейтинг государственных деятелей Казахстана, обозначив риски для их текущего положения. 21 эксперт оценил чиновников по результативности курируемой сферы и выполнению поручений президента, поставив оценку от 1 до 10 по каждому из критериев.
Председатель КНБ Карим Масимов в присущем ему стиле «тихой сапой» продолжает реализовывать курс по секьюритизации. Знамена те же: борьба с экстремизмом и терроризмом, обеспечение информационной безопасности («Киберщит»). Несмотря на имиджевые издержки, ведомство, возглавляемое Масимовым, не оставляет попыток сжать кольцо вокруг Аблязова.
В контексте вопроса о степени мандата доверия респонденты обратили внимание на присутствие Масимова в составе делегации во время визита главы государства в США («четкий сигнал о близости к руководству страны»). Примечательно, что Карим Масимов называется в списке возможных кандидатов на ротацию:
«Разговоры о его якобы возможном возвращении в правительство, которые ходят среди пикейных жилетов, несут важный месседж – они реанимируют тезис об управленческой незаменимости Масимова, представляют его как некую панацею».
Спикеры обеих палат парламента Нурлан Нигматулин (мажилис) и Касым-Жомарт Токаев (сенат) продолжают эффективно администрировать на вверенных им участках, оставаясь в фарватере плана законотворческой работы. Как показатель – законодательное сопровождение работы госаппарата проходит без пробуксовки. Несмотря на повышение статуса в системе власти, которое парламент получил в результате последней конституционной реформы, роль этого института в системе принятия решений остается инструментальной: «В условиях нашей политсистемы это скорее плюс, чем недоработка, оба спикера демонстративно избегают намеков на политизацию своей работы».
По мнению экспертов,
премьер-министр Бакытжан Сагинтаев находится в состоянии проверки на востребованность управленческих компетенций, тестируются на прочность и его политико-аппаратные позиции
О серьезности момента говорит тот факт, что назвав критику правительства, прозвучавшую в послании президента, последним предупреждением главы государства, Сагинтаев фактически подтвердил мнение наблюдателей о том, что кабмин находится под серьёзным ударом.
В смутное для себя время глава кабмина заметно снизил активность, но с информационных радаров не пропал. Через темы приватизации, жилищного строительства, освоения бюджетов, социально-трудовых отношений премьер-министр транслировал политику правительства. При этом «он не стал использовать старый добрый аппаратный прием и выходить из-под удара через критику подчиненных».
Первые шаги Ахметжана Есимова в ФНБ «Самрук-Казына» стали демонстрацией особого мандата доверия от главы государства, считают эксперты. В числе первых достижений Есимова на новом поприще называется сокращение топ-менеджмента и оптимизация управленческой структуры. При этом они ожидают, что Фонд еще не раз станет генератором интересных новостей.
«В лице Есимова трансформация ФНБ получила недостающий компонент – политический вес. После блицкрига «кто в доме хозяин» проблемы с непослушанием, с которой Шукеев когда-то обращался к президенту, у Есимова не будет», — считают эксперты.
Вместе с тем, за Ахметжаном Смагуловичем окончательно закрепилась роль президентского спецпорученца, направляемого с особой миссией на просевшие участки. Эта специализация обуславливает тот факт, что
«он единственный из политических пенсионеров, чья карьерная кривая идет вверх, а не в противоположном направлении»
Позиции председателя Агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции Алика Шпекбаева коррелируются с выходом власти на антикоррупционный трек. Последний тренд, по мнению экспертов, усиливается и личностным фактором: «После долгого пребывания запасным игроком Шпекбаев с особым рвением принялся за поставленные перед ним задачи».
Как подтверждение – с начала года антикоррупционная служба выдала серию «хлопков», одновременно задав высокий темп медийного сопровождения как работы агентства, так и позиционирования его председателя. Однако эксперты указали и на риски: главный из них заключается в том, что
активность службы может привести к конкуренции в силовом блоке, а сам Шпекбаев — стать раздражителем для истеблишмента
Эксперты позитивно отозвались о работе дипломатической службы, возглавляемой министром иностранных дел Кайратом Абдрахмановым, которая продемонстрировала профессионализм во время официального визита главы государства в Вашингтон и Нью-Йорк. Респондентами отмечается, что вместе с вовлечением президента Назарбаева в большую политику повышаются и политико-аппаратные индексы внешнеполитического ведомства, и лично министра Абдрахманова.
Главный вызов для министра внутренних дел Калмуханбета Касымова – долгое нахождение в занимаемой позиции. Возглавляя МВД с 2011 года, он является старожилом правительства, и эта востребованность служит лучшим индикатором его эффективности («при том, что он возглавляет ведомство, которое традиционно не пользуется доверием общества»). Министр Касымов отбил не одну информационную атаку и взял не один раунд в аппаратных играх. Но вместе с этим могло сложиться мнение, что он врос в систему, стал незаменимым. Более того, до пенсионного возраста ему осталось два года, «чтобы после того как Касымов выйдет на пенсию и работа МВД не просела, необходима подготовка и обкатка равноценной замены».
По оценкам респондентов,
министр труда и социальной защиты Тамара Дуйсенова — одна из фигур, находящихся в зоне риска
В качестве причин респонденты указали на следующие моменты. Во-первых, слабая позиция по разрешению шахтерской забастовки. Во-вторых, неудовлетворительные результаты по самозанятым.
В-третьих, разворачивание госаппарата на цифровизацию закладывает «мины» на рынке труда, что требует от министерства активных действий по упреждению негативных последствий. В-четвертых, политическая легковесность Дуйсеновой делают ее удобной мишенью для внутриаппаратной критики и снижают ее возможности по отстаиванию интересов курируемой сферы в рамках госаппарата.