Насильно ее никто не насаждал. Все получилось само собой.
Коллективизм из сограждан за время независимости улетучился, а на смену ему пришли индивидуализм и даже эгоизм. Общество постепенно «атомизируется». Собраться вместе по какому-то определенному вопросу люди еще способны, но
после его разрешения разойдутся и друг о друге забудут
При этом они продолжают с надеждой смотреть в будущее — но если успели достичь более менее стабильного финансового положения. Об этом рассказала социолог Гульмира Илеуова в интервью порталу 365info.
— Понятно, что общество в Казахстане достаточно разношерстное, но все-таки можно ли выделить какие-то преобладающие среди сограждан настроения?
— Основное настроение — надежда на то, что все будет хорошо
Есть недовольные низкими зарплатами, ростом цен и безработицей. Но если у человека уже есть какая-то достаточно стабильная основа, чувствует он себя неплохо и в будущее смотрит с надеждой.
Портрет казахстанца: эгоизм, инфантилизм и нарциссизм — социолог
Но одновременно считает, что в случае какого-то форс-мажора рассчитывать можно только на себя.
До власти далеко и справляться придется своими силами
При этом работу различных госструктур люди оценивают чаще всего хорошо. К примеру, если брать акимов, только единицы получали оценки ниже 50% (то есть больше половины респондентов высказывались в их адрес плохо — прим.). И так на протяжении последних нескольких лет.
— По поводу акимов довольно удивительно. Если смотреть телевидение и читать социальные сети, там постоянно кто-то ругает какого-нибудь акима, от Байбека до Исекешева.
— Социальные сети — это вообще отдельная тема для разговоров. Процент тех, кто там сидит, невысок.
Ни общество, ни власть не знают, что делать с соцсетями — Полетаев
Да и из тех, кто есть, большая часть просто читают новости от друзей, даже не «лайкают» и уж точно не обсуждают в комментариях.
— Объективно у нас люди не привыкли критиковать власти напрямую. Но если смотреть на отдельные пункты, становится понятно, что негатив есть. Например, при опросах в Жамбылской области бывший аким всегда удостаивался не менее половины положительных оценок, но при этом практически во всех сферах население оказывалось недовольно ситуацией. И
оценка акима была высокой, а вот жизни в целом — нет
— Получается парадокс: живем плохо, а аким у нас хороший?
— Это самый большой процент общественного настроения. Ругать не хотят, в крайнем случае поставят галочку в графе «затрудняюсь ответить».
— А как-нибудь эти настроения разнятся в зависимости от регионов? Кто-то считает, что алматинцы самые капризные.
— Они капризные, потому что живут в мегаполисе. Здесь самая большая концентрация населения, самая большая разница по доходам и интересам. Поэтому недовольство проявляется по-разному и в разных сферах.
Психолог о постсоветском обществе: большинство населения застряло в прошлом
Например, одних не устраивает жилищное строительство, других коммунальные тарифы, третьих парковки. В сумме накапливается довольно много. А вот где нет такого разнообразия, там больше спокойствия.
— Вернемся к обществу. Вы сказали, что у многих сохраняются надежды на будущее. А чем они подкреплены?
— Человеку вообще не свойственно долго быть в унынии, иначе вообще теряется цель и смысл жизни. Но это чисто философские категории. Что касается надежд, тут все зависит от экономики. В хорошие времена цифра достаточно большая – 65% оптимистов. Как только ухудшается ситуация, она падает. В плохие времена до 51%, сейчас в районе 56%, это тоже не очень большая цифра.
— А какие страхи присущи казахстанцам?
— Самый большой страх резко обеднеть — больше 60%. Потом боязнь тяжело заболеть.
— Как то вы упоминали, что в современном Казахстане развиты эгоизм, индивидуализм, как присущие капитализму черты.
— Не просто эгоизм, а
фактически атомизация общества, особенно среди молодежи
Когда в университете на моих занятиях кого-то нет, и я спрашиваю у старосты, что случилось, оказывается что тот не знает. И вообще никто не знает. Не интересуются вообще, только в лицо да по имени друг друга знают — и все на этом.
— Может, наоборот, сокурсники прекрасно знают, где студент находится вместо лекций, но не хотят «стучать»?
— Нет. Сейчас вообще каждый сам за себя.
Коллективизм, который поощрялся советской идеологией, исчез
Причем его не специально старались изжить, просто жизнь сейчас такая, что люди заняты собственным выживанием.
Казахстанское общество звереет изнутри – психоаналитик
И если помогают другим, то не просто так, а именно за деньги.
— Но ведь как раз выживать удобнее вместе. И поговорка есть «толпой и батьку бить сподручнее».
— Нет такого сейчас. Могут собраться по какому-то очень конкретному интересу, как «праворульщики» или «ипотечники». Потом решили эту проблему и разошлись. Если в других обстоятельствах кто-то из этих же людей попросит помочь, очень сильно сомневаюсь, что эта помощь придет. С каждым годом
все больше людей привыкают жить по принципу «каждый сам за себя», и это уже можно считать нормой
— Получается, что дальше завтрашнего дня никто уже смотреть не хочет?
— Скорее, не может. Человек погружен в мысли, как сегодня купить продукты, накормить детей.
— Получается, что и страхи, и надежды у граждан локального уровня и чего-то более глобального не наблюдается?
— Да, все это на уровне своей семьи.
Образ светлого будущего, ради которого стоит терпеть, постепенно тускнеет
Привычка жить некими отдаленными целями, ради которых сейчас стоит потерпеть, осталась у старшего поколения, но у других не привита. Вот почему многие и уезжают за рубеж, потому что жизнь проходит, а им неуверенно обещают, что хорошо будет. Только когда?
Расширенную версию интервью смотрите здесь.