В Казахстане министры сидят на посту в среднем два года. Зачастую не имея опыта работы по профилю. А приходя и уходя, тянут за собой свою «свиту», создавая хаос.
Кадровые перестановки в кабинете министров Казахстана порой весьма любопытны и у многих вызывают вопросы. Ведь многие министры порой не имеют опыта работы в той сфере, куда их назначают. Но при этом говорится, что эффективный управленец должен разбираться именно в управлении, а не в здравоохранении или образовании, например.
На этом фоне весьма примечателен кабинет министров Канады, где нет ни одного случайного человека. К примеру:
По мнению политолога Расула Жумалы, Канада задает правильную модель. И было бы хорошо, если бы и в Казахстане важные посты занимали профессионалы своего дела. Периодически такие фигуры были. По его словам, знаменательным примером был Жаксылык Доскалиев, профессор и доктор медицинских наук, который возглавлял минздрав с 2001 по 2004 и с 2008 по 2010 годы.
— Постоянные коллизии в правительстве Казахстана демонстрируют, что кадровые решения принимаются волюнтаристски.
Практически 100% назначений в правительстве проходит без объяснений
Возможно, в силу каких-то внутренних причин и мотивов. Но общество какого-то прямого влияния на процесс принятия решений не имеет. Остается додумывать, почему такое решение было принято. То же самое и с отставками — никому не ясно, почему человека «убрали», с чем он справился, а с чем нет, — отмечает политолог.
Жумалы отмечает, что очень часто снятие человека с должности происходит в силу достижения им пенсионного возраста. Но политолог считает, что если человек хорошо работает, пенсионный возраст не помеха.
Он убежден, что последнее назначение в Министерстве труда и соцзащиты показало, что человек был назначен совершенно посторонний, без опыта работы в данном ведомстве.
— Возникает очень много вопросов, особенно учитывая то, что Абылкасымова не знает государственного языка. Разве не нашлось профессионалов, которые им владеют?
Из-за такой кадровой чехарды ни одна госпрограмма полноценно за все годы независимости не выполнена,
хотя потрачена была фантастическая сумма народных денег.
Впрочем, как он отмечает, мало кто несет за это ответственность.
— В Канаде, Америке, странах Западной Европы идет стабильная последовательная работа кабинета министров.
Министры и губернаторы находятся на своем посту по 4-6 лет
Государственная служба требует, чтобы человек вошел в курс дела. У нас же, в Казахстане, смены министров и акимов в среднем происходят с периодичностью в два года. Человек только втянулся в работу, собрал нужную команду — и тут его заменили. Новый чиновник начинает «мести» по-своему, перетягивая помощников из своей «свиты». Такая практика продолжается, несмотря на все запреты. Кадры постоянно меняются, и это, наверное, отзывается на стабильности, преемственности и системности работы госучреждений, — считает Расул Жумалы.
https://365info.kz/2018/02/pravitelstvo-sagintaeva-pod-udarom-masimov-gotovitsya-k-vozvrashheniyu/
По словам политолога, в развитых странах министр выбирается из нескольких кандидатов, число которых может доходить до 20. Каждый из них обнародует свою программу еще на «берегу», да и за плечами у каждого кандидата весомый профессиональный бэкграунд.
Возвращаясь к Казахстану, Жумалы отмечает, что даже имея опыт работы в профильной сфере, министры часто бывают неэффективны, а их реформы вызывают вопросы и противоречия.
— Взять, к примеру, министра образования Ерлана Сагадиева: в его адрес сегодня поступает больше всего нареканий. Но он почему-то остается на месте.
https://365info.kz/2018/02/naznachenie-abylkasymovoj-ministry-menyayutsya-problemy-ostayutsya-politologi/
А Тамара Дуйсенова, которую я считаю одним из лучших профессионалов в кабинете министров, наоборот, отстранена, — подчеркивает политолог.
Он считает, что профессиональное вовлеченние человека должна быть не единственным критерием для его назначения на должность.
— В настоящее время руководители государственных ведомств меняются местами по 10-15 раз. И такой подход лично у меня оптимизма не вызывает, — заключает он.