Погодные аномалии обнажили ряд насущных проблем, которые требуют своего разрешения.
Небывалые по своей силе морозы, охватившие Казахстан, стали своеобразным экзаменом не только для сотрудников экстренных служб. Они показали нашу общую неготовность к грядущему изменению климата, которую уже много лет пророчат ученые. Больше всего это было заметно в южных регионах страны, где то и дело возникали аварии на водопроводных и тепловых сетях.
Так,
жители нескольких населенных пунктов в пригороде Алматы и его окрестностях остались без питьевой воды
То же самое произошло в городе Талгар и нескольких поселках Алматинской области. Да и
в самом Алматы из-за прорыва магистральной трубы были отключены от отопления часть частного сектора и многоэтажки микрорайона «Таугуль»
Справедливости ради стоит отметить, что эта проблема была актуальна и для северных регионов. Например,
в Петропавловске от холода пострадали десятки домов, где промерзли водопроводные трубы
Хроники замерзающего Бишкека: столица Кыргызстана на грани разморозки
Помимо того, во многих регионах страны, в том числе в Алматы и Жамбылской области, из-за морозов были отменены занятия в школах. Опустели не только междугородние автотрассы, закрытые для движения сотрудниками КЧС, но и городские дороги – многие автомобили попросту не смогли завестись. По той же причине в Алматы происходили сбои доставки товаров в продуктовые магазины, в результате чего в некоторых районах даже хлеб на время стал дефицитом.
Не готовыми к холодам оказались и сами алматинцы. Судя по сообщениям в соцсетях, во многих частных домах «накрылись» системы автономного отопления, замерзали двери, пластиковые окна. Как итог – городские
поликлиники заполнены людьми с различными простудными заболеваниями
В общем, наступившие холода обнажили множество проблем, о которых мало кто задумывался раньше. И все они требуют своего разрешения. Ведь не исключено, что это только начало глобального изменения климата и последующие зимы будут не менее зябкими.
С тем, что страна должна готовиться к жизни в новых погодных условиях, согласен политолог Замир Каражанов. Хотя по его мнению, все эти проблемы вполне решаемы, и такие температуры — аномальная, но все же не критическая ситуация для Казахстана.
Мы ведь не единственная страна в мире, которая сталкивается с подобной проблемой.
— Существует немало стран, где такие температуры считаются нормой – та же Швеция или Норвегия, – говорит он. – И это достаточно развитые и конкурентоспособные государства. Их экономика нормально переживает подобные погодные условия, и это никак не сказывается на показателях страны и жизни населения. Если же говорить о Казахстане, наверное,
главная наша проблема – это устаревшие ГОСТы и оборудование
На днях, как вы знаете, в Алматы труба не выдержала нагрузок от холода. Как оказалось, она была установлена в 80-х годах прошлого века. Даже если не считать ее естественного износа, сама технология, по которой она была изготовлена и установлена, давно устарела. Я думаю, что в любой развитой стране эту трубу уже бы давно заменили. У нас же в свое время это не сделали — видимо, по причине нехватки денег. Хотя все могло быть хуже, если бы 4-5 лет назад весь город не перекопали и многие износившиеся трубы не поменяли. Благодаря этим мерам мы аномальные холода еще нормально пережили. Но если подобные зимы будут у нас продолжаться, наверное,
надо будет пересматривать все установленные нормы, ориентируясь на опыт более холодных стран
Существуют различные ГОСТы, регламентирующие, из какого материала производить эти трубы, на какой глубине и как именно их укладывать. Так же, наверное, нужно менять устаревшие нормы по жилым помещениям, так как дома советской постройки не очень хорошо приспособлены для таких холодов и для поддержания нужной температуры в квартирах требуется гораздо больше топлива и энергии, чем это принято в развитых странах. Стоит отметить, что у нас в свое время предлагали все эти теплосети модернизировать. Но чтобы энергетика нормально развивалась, придется повышать тарифы. И нужно решить, как это контролировать. Ведь бывало так, что
тарифы поднимались, но деньги шли не на модернизацию тепло- и энергосетей, а непонятно куда
Затронул Замир Каражанов и проблему «замерзшего» автотранспорта. И по его мнению, она гораздо серьезнее, чем может показаться на первый взгляд.
— Заметьте, насколько машины у нас в большинстве своем старые, и не удивительно, что они не могут в мороз завестись, – поясняет он. – На таких ни в Европе, ни в других цивилизованных странах никто не ездит. Даже в Китае сейчас встретить на дороге машину старше 5-7 лет большая редкость.
У нас же ездят на автомобилях 90-х, а то и 80-х годов выпуска
То есть даже Китай, который еще несколько лет назад считался бедной страной, смог пересесть на новые авто, а мы по-прежнему ездим на старых машинах. Я считаю, что здесь необходимо серьезное вмешательство государства. При этом
нужно стимулировать население, а не только принуждать
Но этот момент у нас почему-то всегда забывается. Государство не выделяет какие-то льготные кредиты, не делает послаблений в налогах. Зато подняли таможенные пошлины, вынуждая человека покупать не иномарку за 20 тысяч долларов, а отечественный автомобиль… за 18 тысяч. Эта ситуация абсолютно противоречива, и здесь надо что-то менять.
Да у нас появилась продукция местного производителя. Но это «отверточная» сборка, которая «завязана» на дорогом импорте. И она уже показала, насколько все это неэффективно. Значит надо менять промышленную политику страны. Не комплектующие из-за рубежа завозить, а наладить производство машин с нуля или хотя бы производить самим большинство деталей и агрегатов. По этому пути пошел Узбекистан. Там уже начинают с листа металла корпус автомобиля делать, производят пластиковые детали, кресла, деревянные панели и т. д. То есть стараются как можно больше обеспечить местную локализацию своей автопродукции. И это уже дало ощутимый эффект.
Узбекские машины не только подешевели, но и на автопредприятиях созданы дополнительные рабочие места
А у нас получается, что рабочие места создаются в Южной Корее, где производят все комплектующие, а потом к нам завозят. Естественно, что машины получаются дорогими и недоступны большинству казахстанцев.