Редакция казахскоязычного портала Abai.kz возмущена тем, что в российском фильме «Движение вверх» первый казах, ставший олимпийским чемпионом, показан индейцем.
«Уже прошло больше месяца, как фильм российского режиссера Антона Мегердичева «Движение вверх» собирает аншлаги в кинотеатрах. Людей, посмотревших эту картину, распирает гордость за своих прославленных земляков. Посмотрели ее и мы.
Фильм посвящен победе советских баскетболистов на Олимпиаде 1972 года в Мюнхене.
Назарбаев померился силами с олимпийским чемпионом
Существуют победы, которые могут изменить ход истории. Подобным триумфом обладают легендарные «три секунды» — под таким именем известна победа сборной СССР по баскетболу в финальной игре на Олимпиаде 1972-го года в Мюнхене. До этого момента никому и в голову не могло прийти, что кто-то может обыграть команду из США. Никому, кроме советских баскетболистов!
В финальной игре команд США и СССР, ставшей исторической драмой, судьбу решили какие-то 3 секунды.
Блистал Альжан Жармухамедов – первый казах, ставший олимпийским чемпионом
В этой встрече Альжан-ага больше всех находился на площадке (36 минут). Он единственный среди советских спортсменов сдал тест Купера. Это исторический факт. Поэтому в картине присутствует и образ Альжан-ага. Сыграл его не актер, а спортсмен Александр Ряполов.
Все это, безусловно, хорошо, но нас возмущает следующий факт: Александр Ряполов, сыгравший роль Альжан-ага, говорит:
— Он личность. Отец у него казах, мать русская. Хотя Жармухамедов имеет центральноазиатское происхождение, он русский. В нем гармонично сочетаются русский дух и восточная мудрость. Из-за того, что иностранцы подумали, что он «индеец», мы показали его не как казаха, а как индейца. Фильм не имеет никакого отношения к политике.
В фильме, когда на улицах США наши спортсмены встречаются с местными стритболистами, указывая на Жармухамедова (Ряполов), те бросают реплику «русский индеец».
Такого факта в жизни не было, это художественный вымысел,
творческая фантазия режиссера. Перед съемками фильма, оказывается, и режиссер, и актер встречались и беседовали с Альжан-ага (спортсмен живет в Москве).
Поначалу, когда фильм только вышел на экраны, наш прославленный земляк возмущался, утверждая, что «многое не соответствует истине, все слишком преувеличено». И только после неоднократного просмотра картины он изменил свое первоначальное мнение:
— Это не документальный, а художественный фильм, где возможны подобные различия.
Они привезли победу: казахстанские чемпионы Олимпиады в Рио
В блокбастере вы не увидите и не узнаете этнического казаха – его просто нет. А вот грузины и литовцы сразу бросаются в глаза. Они, наоборот, отчетливо выделены и узнаваемы. Создатели фильма подчеркнули своеобразие их национального характера и менталитета. Показан даже командный визит спортсменов в Грузию.
Зрители картины проникаются духом советской политики, когда «один за всех и все за одного».
Безусловно, не всегда удается гармонично сочетать историческую истину с художественным вымыслом.
Оказывается, американцы, потерпевшие 46 лет назад в Мюнхене историческое поражение, не только своим детям, а даже внукам
завещали не признавать это поражение и получать серебряные медали
А мы, в свою очередь, гордимся Альжан-ага, приглашаем в Астану, где его встречают премьер-министр, министр культуры и спорта страны, устраивают для него встречи с земляками, особенно с молодежью.
Все это, безусловно, хорошо, однако было бы неплохо, если бы
мы выразили общественный протест создателям фильма за то, что они этнического казаха Альжан-ага сделали «индейцем…»,
— заключает в сердцах автор.
Переводные статьи содержат исключительно оценки оригинала и не отражают позицию 365info