Наступивший год вряд ли станет для Центральной Азии прорывным в какой-либо сфере, однако наметившиеся тенденции позволяют ожидать положительных сдвигов и в экономике, и в политике.
Представители Казахстанского совета по международным отношениям (КАСМО) проанализировали в Алматы десять важнейших для Центральной Азии событий 2018 года. Среди них электоральные процессы, активизация сотрудничества в регионе, традиционно высокий уровень террористической опасности и развитие цифровых технологий.
В перечень важных региональных событий не вошла миграционная проблематика, что составители перечня отметили особо, поскольку
миграция остается одним из стабильных вызовов. Тем не менее, в прошлом году влияние тренда снизилось, считают аналитики
– Мы считаем, что новый толчок получит водная проблематика, уже запланированы встречи на уровне лидеров государств по этой тематике, возможны знаковые для стран региона события, — подчеркнул член Казахстанского совета по международным отношениям Искандер Акылбаев. К докладу свои замечания добавил директор «Группы оценки рисков» Досым Сатпаев.
В среднем в Европе и Центральной Азии экономический рост составит 2,7%, таковы оценки Всемирного банка. Средние темпы экономического роста в Казахстане составят около 2-3%, Кыргызстане – 3-3,5%, Таджикистане – 5-6%, а в Узбекистане и Туркменистане – около 6%. На продолжение процесса восстановления экономик будут благоприятно воздействовать умеренные темпы мировых цен на энергоносители, ряд базовых металлов и сельскохозяйственное сырье.
Казахстан-2018: олигархов стало меньше, но они стали капризнее
«Укрепление цены на нефть марки Brent в коридоре 55-77 долларов за баррель позволит в 2018 году повысить среднегодовой уровень цен от 10 до 20%
по сравнению с аналогичным показателем 2017 года», — отметил Искандер Акылбаев. По его мнению, экономическое положение ЦА также может улучшить активизация интеграционных процессов в рамках ЕАЭС и развитие экономического сотрудничества внутри региона.
«Не стоит ждать значительного роста экономик Центральной Азии, но умеренный сдвиг ожидается», — прокомментировал эксперт.
Составители доклада подчеркнули важнейшее значение наступившего года для интеграционных процессов в ЦА. Следует отметить, что до сих пор лидеры государств региона встречались на «третьих территориях», но уже давно не проводили встреч на собственных площадках.
«В 2017 году мы увидели активизацию взаимодействия, активизацию визитов. Президент Мирзиёев шесть-семь раз встречался с президентом Назарбаевым.
В 2018 году, по нашему мнению, разовьется форма устойчивого сотрудничества. Мы говорим о запуске нового формата –
саммиты, форумы, консультации, неформальные встречи, направленные на укрепление взаимоотношений в регионе. Неоднократно говорилось о проведении встречи лидеров стран Центральной Азии, скажем, в Астане или Алматы», — сказал Искандер Акылбаев.
Афганский «шелковый путь», предлагаемый США, опасен для Казахстана — Султанов
«Важно отметить, что, конечно, мы не говорим о всеобъемлющем формате сотрудничества всех пяти стран ЦА. Здесь будет больше преобладать тактический подход, двусторонний или трехсторонний формат. Казахстан – Узбекистан, Кыргызстан – Узбекистан, Казахстан – Кыргызстан, Узбекистан – Таджикистан и Казахстан – Узбекистан – Туркменистан.
Нужно признать, что многое в этом отношении будет зависеть от позиции Узбекистана
Если нынешний президент Узбекистана продолжит курс на сближение, при условии активных действий Астаны и Ташкента, а также при содействии Ашгабада эти усилия могут привести к тому, что впервые с 2005 года лидеры стран ЦА соберутся вместе. Неформальные встречи в рамках саммита будут способствовать налаживанию контактов», — добавил он.
Наступивший год, возможно, будет достаточно бурным в плане электоральных процессов у наших соседей, считают эксперты.
«Ключевым аспектом в этом плане будут выборы в России. Когда Россия является стратегическим партнером, эти факторы играют значительную роль для стран ЦА. Вместе с тем, для нас станет важным не столько итог выборов, а сама предвыборная компания.
Лозунги, заявления Путина будут формировать некие сигналы для стран ЦА
Те же политтехнологии, которые будут использоваться в России, возможно, применят и у нас, — подчеркнул Искандер Акылбаев.
Узбекистан меняет свой курс на единение с центрально-азиатскими странами
По мнению экспертов, парламентские выборы в Туркменистане не будут иметь большого резонанса в регионе. Гораздо более интересны внутриполитические процессы в Кыргызстане. В этом году Сооронбай Жээнбеков впервые проявит себя на посту президента страны. В связи с этим характер и содержание внутриполитической ситуации в Кыргызстане будет зависеть от устойчивости тандема президент – премьер-министр, полагают аналитики.
«Кроме того, нельзя исключать возвращение в активную политику бывшего лидера Кыргызстана Алмазбека Атамбаева,
что тоже способно повлиять на расстановку политических сил в стране. Его могут избрать лидером Социал-демократической партии. Учитывая это, не исключается возможность проведения в республике досрочных парламентских выборов», — пояснили составители доклада.
Кроме того, на этот год запланированы парламентские и местные выборы в Афганистане, чьи сроки, по словам эксперта, неоднократно отодвигались. Вне зависимости от исхода выборов, положение в этой стране остается напряженным, что не может косвенно не влиять на страны всего региона.
К постоянной проблеме Афганистана тесно примыкает и перманентная угроза со стороны террористических группировок. В этом плане нельзя не учитывать динамику в «горячих точках», полагают эксперты.
В настоящее время наметилась новая тревожная тенденция:
боевики – уроженцы стран ЦА начинают возвращаться домой, что повышает риск радикализации региона
По данным исследователей, общее количество боевиков из Центральной Азии в Сирии и Ираке оценивается в 5 000 человек и более, при этом в регион уже вернулись порядка 500.
Террор и наркотики: дипломат назвал главные угрозы для Центральной Азии
«Мы не можем не отметить, что выходцы из стран ЦА принимали участие в терактах в Нью-Йорке, Санкт-Петербурге, Турции и пр. Центральноазиатские боевики поднимаются в иерархии экстремистских организаций. Этот
тренд будет усиливаться по мере изменения ситуации в Сирии и Ираке
Также мы указали на угрозу со стороны «спящих» террористических ячеек в самом регионе. Сохраняется желтый уровень террористической угрозы», — сказал Искандер Акылбаев.
Кроме того,
военно-политическая обстановка в Афганистане, вполне вероятно, будет ухудшаться
в 2018 году. «По данным Глобального индекса терроризма, вооруженные группировки расширили контроль над территорией в Афганистане. По состоянию на прошлый год движение «Талибан» контролировало не менее 11% страны, оспаривало контроль по меньшей мере над 29% Афганистана. Заметно активизировались действия сторонников ДАИШ в различных провинциях», — отметили представители КАСМО.
Только что наступивший год станет для региона, по мнению аналитиков, годом цифровых технологий. Согласно данным статистики,
в 2017 году 35 млн человек в Центральной Азии получили доступ к интернету
«Этот тренд в определенной степени меняет общественные и социальные контракты, которые существовали в советское время. Общество требует более открытого подхода, более открытого информационного формата.
Четыре цифровых проекта Казахстана и России
Мы в 2017 году приняли государственную программу «Цифровой Казахстан», и в 2018 году она будет активно реализовываться. Программа включает в себя создание высокотехнологической инфраструктуры, дальнейшее развитие электронного и мобильного правительства, повышение цифровой грамотности населения, развитие цифровой индустрии. Реализация программы направлена на повышение эффективности ряда секторов экономики: энергетики, агропромышленного комплекса, промышленности, логистики и информационных технологий», — пояснил Искандер Акылбаев.
Казахстан, по его словам, безусловно, задает тон процессу цифровизации в регионе
В Кыргызстане в 2018 году также планируется реализация проекта «Таза коом» («Умная нация»), нацеленного на повышение эффективности работы государственного аппарата с помощью внедрения информационных технологий. Однако, по данным аналитиков,
успешное воплощение проекта возможно лишь в Бишкеке, поскольку в сельских районах зачастую не хватает даже угля,
что уж говорить об информационных новшествах? Кроме того, отметили аналитики, проект слишком зависит от персоны премьер-министра Сапара Исакова.
Узбекистан также цифровизирует экономику страны и не так давно подписал меморандум о сотрудничестве с компанией «SAP СНГ» – одним из лидеров в области продвижения IT-услуг и технологий. В 2018 году планируется запуск регионального проекта Digital CASA по созданию трансграничной телекоммуникационной сети, которая свяжет страны Центральной и Южной Азии в единый цифровой хаб. В ближайшем будущем, подчеркнули эксперты, пройдет ряд мероприятий, посвященных сотрудничеству в сфере цифровых технологий в рамках ЕАЭС.
«Население в ЦА достигло 70 млн, растет доля молодежи. В 2018 году, по данным статистики,
число молодых граждан в странах Центральной Азии достигнет 30%», —
пояснили авторы доклада. Ожидаемая продолжительность жизни составила в Узбекистане 73,8 года, в Таджикистане – 73,7 года, в Казахстане – 72,4 года, в Кыргызстане – 70,9 года, в Туркменистане – 70,4 года. В целом в ушедшем году доля пожилого населения в регионе выросла до 4,9%.
https://365info.kz/2017/08/naselenie-sng-zhdet-starenie-i-vymiranie-eksperty-oon/
«Эти обстоятельства делает регион более значимым и привлекательным в экономическом и инвестиционном плане. Вместе с тем рост населения и увеличение продолжительности жизни, впервые увеличившийся с 90-х годов, приведёт и к изменениям в демографической структуре населения стран ЦА. Такие моменты должны учитываться правительствами при проведении экономической и социальной политики, при проработке пенсионной реформы и т. д.», — отметили докладчики.
Председательство Казахстана в Совете безопасности ООН, а также саммит Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), в ходе которого КНР примет председательство в объединении, по мнению политологов,
даст Центральной Азии дополнительный голос в крупнейших международных структурах
«Мы сошлись во мнении о том, что саммит ШОС в Китае станет главным ньюсмейкером именно с точки зрения региона. Для Пекина это, возможно, будет добавочная платформа анонсирования своего видения, огласки новых трендов», — пояснил Искандер Акылбаев. Нужно отметить, что в Пекине соберутся лидеры стран «шанхайской восьмерки», составляющих 40% населения Земли и 1/3 глобальной экономики.
Китай будет доминировать в Казахстане в 2018 году — историк
Что касается нашего председательства в СБ ООН, хотя, по мнению политологов, это событие значимо, прежде всего для Казахстана, на ЦА оно также окажет положительное влияние в плане озвучивания проблематики и инициатив. «Председательство в СБ является и возможностью, и неким вызовом для Казахстана. СБ станет для нас новой платформой внешней политики, где мы должны ориентироваться в более сложных условиях», — указал Акылбаев.
Десятку значимых для Центральной Азии событий завершает целая плеяда региональных мероприятий, посвященных водной тематике. В 2018 году отмечается 25-летие международного фонда спасения Аральского моря, саммит глав государств-учредителей пройдет в Туркменистане.
«Также в нынешнем году в Астане намечается пятый Каспийский саммит, где
https://365info.kz/2018/01/egoizm-stran-tsentralnoj-azii-vedet-k-katastrofe-eksperty-iz-moskvy/
ожидается подписание конвенции о правовом статусе Каспийского моря
Кроме того, наши эксперты указали на значимость возможного запуска Рогунской гидроэлектростанции в Таджикистане, которая станет крупнейшей ГЭС в Центральной Азии», — пояснили докладчики.
Эти и другие события, связанные с водными ресурсами, считают политологи, должны подвигнуть ключевые региональные фигуры к сотрудничеству в сфере совместного рационального и экологически безопасного использования природных богатств.
В свою очередь комментируя доклад, политолог Досым Сатпаев отметил, что одной из угроз 2018 года для Центральной Азии являются кибератаки и кибервойны.
– Новым супероружием станут не бомбы, а системы саморазвивающегося искусственного интеллекта, которые сегодня уже нарабатывают ведущие державы мира. Специалисты по безопасности информационной сети «Facebook» заявили, что
«Мягкая сила» России — что это такое?
некоторые страны для достижения своих геополитических целей пытаются манипулировать настроением людей», —
сказал Досым Сатпаев.
Также он отметил, что зарубежные специалисты составили рейтинг стран, обладающих самыми мощными киберармиями, способными заниматься информационными войнами, шпионажем и т. д. Это США, Китай, Великобритания, Южная Корея и Россия. Из этого списка две страны являются соседями стран Центральной Азии, резюмировал Сатпаев, в качестве рецепта кибербезопасности порекомендовав государствам ЦА консолидироваться и на почве защиты от виртуальных угроз.
Источник — sayasat.org.