Народный батыр мог бы стать прекрасным примером в воспитании патриотизма. Но об этом приходится только мечтать.
Образ борца за свободу трудящихся не нужен современной элите, говорит историк и политолог Булат Султанов. И сегодня об Амангельды уже не снимают фильмов, не называют его именем улицы и районы. Хотя и уже существующие вроде не переименовывают. Пока.
Читайте также первую часть.
— Вы сказали, что Колчак выступал именно за реставрацию царизма. Но разве он был монархистом? Может быть все таки за какое-нибудь учредительное собрание?
— Самого Колчака я рассматриваю, как убежденного сторонника восстановления монархии в России. Другое дело, что он объединил вокруг себя не только монархистов, но и вообще все антисоветские круги, до которых только смог дотянуться. Объединились, разумеется, на основе антибольшевистских идей, для свержения Советской власти.
На этой почве договорились даже алашординцы с белыми казаками
Может алашординцам, которые выступали за создание Туркестанской (Кокандской) автономии, было и трудно найти общий язык с представителями казачества, но как-то сумели.
Причем казачья верхушка как раз возглавила антибольшевистский блок в Казахстане
— об этом я уже говорил.
Кем были бы казахи, если бы не Ленин? — казахские СМИ
Вообще, если бы Колчак не выступал с идеей реставрации монархии, его бы просто не поддержали ни казаки, ни офицерство. Потому что все они были насквозь монархически настроены.
Такое было не только у колчаковцев. Замечательно эта ситуация обрисована в художественном фильме «Новые приключения Неуловимых». Если помните, в Крыму в ресторане, полном врангелевцев, один из главных героев попросил исполнить гимн «Боже, царя храни». До сих пор помню, как актриса Белохвостикова, исполнявшая роль какой-то либеральной истерички,
вскочила на стол и закричала — «Да здравствует Учредительное собрание», и какая после этого началась драка
То есть повторюсь — в антисоветский блок входили различные круги, но основу составляли монархисты.
— Давайте вернемся к Амангельды. Вы упоминали про учебник истории для 10 класса. Там восстанию 1916 года и вообще образу Амангельды много места отводится?
— О личности Амангельды и его роли в истории рассказано совсем чуть-чуть. Хотя в целом про освободительное движение 1916 года говорится достаточно.
— А о том, что творилось в 1919?
— В основном пишут о деятельности Алашорды. И вообще, делается акцент на роли этого движения.
Резолюция об увековечении памяти деятелей «Алаша» принята в Астане
Фигура Амангельды важна не только, когда мы говорим об истории Казахстана, но и для современности.
Он мог бы стать прекрасным примером для воспитания патриотизма, особенно среди молодежи
Я всегда говорил и продолжаю повторять, что не нужно из одной крайности шарахаться в другую. Ведь если в советское время в основном «раскручивался» образ коммунистов, а алашординские деятели были преданы забвению, то
сейчас наоборот — образ коммунистов, борцов за установление советской власти фактически замалчивается
Видимо, наши историки никак не могут жить без «белых пятен». Или даже откровенного вранья.
Большевики в Казахстане — зло или благо? — Султанов
У Амангельды было два сына — Рамазан и Шарип. Мало кому известно, что
его сын Рамазан Амангельдиев героически погиб в 1941 в бою за село Воронино,
это на берегу Оки. Он был рядовым красноармейцем 843 стрелкового полка 238 стрелковой дивизии. По свидетельствам ветеранов-сослуживцев, Рамазан Амангельдиев отстреливался до последнего патрона, гитлеровцы так не смогли к нему подобраться и просто забросали его гранатами. Так что
Амангельды не только сам был героем и патриотом, но и детей воспитал в том же духе
И его имя должно быть востребовано в нашей истории.
— В 2017 исполнилось сто лет Октябрьской революции, в 2018 будет сто лет начала Гражданской войны.
Без победы большевиков в 1917 году не было бы суверенного Казахстана — эксперт
Думаю, это удачное время для восстановления подлинной истории всего постсоветского пространства, без всяких шараханий направо-налево.
Но пока о такой истории — объективной, без идеологических примесей, можно только мечтать. И самое смешное, все эти
современные учебники и даже научные исторические работы пишут те, кто в прошлом сами были вполне активными коммунистическими идеологами
Кое-кто из них преподавал на кафедрах истории КПСС, марксизма-ленинизма и так далее. Теперь вот перековались. В последний ли раз?
В свое время они занимали не самые последние места в коммунистической иерархии, а потом успешно и быстро в лихие девяностые стали, как писал Самуил Маршак, владельцами заводов-газет-пароходов.
Грядет крупнейшая приватизация в истории Казахстана — Bloomberg
И для них Амангельды — не самая лучшая фигура из прошлого. Потому что он как раз бесстрашно призывал к борьбе против эксплуататоров за интересы бедноты. Кстати, независимо от этнической принадлежности. Наши нынешние законы предусматривают ответственность за разжигание в числе прочего социальной и сословной розни. Термин «социальная и сословная рознь» — это такая дубина, которую можно использовать против кого угодно. К примеру, подвести под этот пункт само упоминание «классовой борьбы». Представители бывшей партийно-советской элиты сегодня составили элиту современную и до сих пор таким образом пытаются препятствовать появлению подлинного левого движения в Казахстане.