Решение Дональда Трампа признать Иерусалим столицей Израиля может спровоцировать очередную волну боевых действий на Ближнем Востоке. Первые столкновения и взаимные обстрелы уже начались, но пока стороны заняты скорее поиском союзников, чем развертыванием войск.
В 1922 году распалась одно из крупнейших государств своего времени — Османская империя. Часть ее территорий на Ближнем Востоке была отдана под управление Великобритании по мандату Лиги Наций в срок до 15 мая 1948 года. Столицей региона стал Иерусалим.
В 1947 году ООН разработал план разделения Мандата на два государства: арабское и еврейское, а Иерусалиму дать статус города с международным управлением. На тот момент арабское население территории вдвое превышало еврейское, поэтому последним отдали земли, где преобладали евреи.
Но такой вариант устраивал не всех. Еще до ухода британцев начались столкновения арабов и евреев, целью которых был захват территории и установление своей власти в регионе. 15 мая 1948 года, сразу после завершения действия мандата, Израиль объявил независимость, а ряд арабских стран (Египет, Сирия, Ливан, Трансиордания, Саудовская Аравия, Ирак и Йемен), несогласных с разделением территории, ввели свои войска в Палестину. В историю это событие, произошедшего в 1947-49 гг., вошло как Арабо-израильская война,
евреи называют ее «Войной за независимость», а арабы – «Катастрофой»
Это отражает итог войны: около половины территорий, выделенных под арабское государство, а также Западный Иерусалим оказались оккупированы Израилем, остальные территории ушли под управление Трансиорданией и Египтом.
На Ближнем Востоке объявили о проведении «дней гнева»
Антиизраильские настроения в регионе обострились в 1967 году. Арабская коалиция, которая включала в себя Египет, Сирию, Иорданию, Ирак и Алжир, собирала войска у границы Израиля. Но их опередили: 5 июня ВВС Израиля не без помощи западных союзников уничтожили воздушные силы неприятеля, а в течение 6 дней и пешие войска. В результате шестидневной войны Израиль захватил Синайский полуостров, сектор Газа, Западный берег реки Иордан и Голанские высоты. Под управление Израилем перешел Восточный Иерусалим, но официально город был объявлен единым лишь 30 ноября 1980 года. Тогда же Иерусалим и был назван столицей Израиля, однако ООН не поддержала такое решение. Наибольшее же негодование это вызвало у палестинцев, которые продолжили считать Иерусалим своей столицей.
И без того не лучшие отношения между палестинцами и израильтянами обострились к 1987 году. От арабского населения фактически отказались Египет и Иордания, Израиль так и не предоставил им своего гражданства, а способы управления населением не всегда носили цивилизованную форму (с другой стороны, проведению выборов на палестинской территории мешали свои же организации, в числе которых и ООП — Организация освобождения Палестины). Это привело к многочисленным стычкам и локальным конфликтам, переросшим в первую палестинскую интифаду – восстание против оккупации территорий в ходе Шестидневной войны.
Сначала борьба со стороны палестинцев носила стихийный характер, а в качестве основного источника поражения использовались камни и самодельное оружие — поэтому
первая интифада неофициально называется «войной камней»
Однако позже управление взяли в свои руки организации – ООП, Хамас и Палестинский исламский джихад, которые при этом еще и конкурировали между собой. В итоге восстание, завершившееся в 1993 году, привело к созданию Палестинской национальной администрации под управлением Ясира Арафата. Она взяла под управление территории Сектора Газа и часть территории Западного берега реки Иордан.
Но несмотря на это, напряженность в регионе не спадала. В июле 2000 года сорвались очередные переговоры сторон об урегулировании конфликта и принятии соглашений об образовании независимого Палестинского государства, в чем стороны обвинили друг друга. Это не добавляло спокойствия в регионе, в котором и так террористические атаки и стычки сторон на национальной почве стали регулярными.
27 сентября 2000 года лидер оппозиционной партии «Ликуд» Ариэль Шарон под охраной сотен полицейских посетил Храмовую гору, на которой находится в том числе и одна из главных мусульманских и иудейских святынь – мечеть Аль-Акса. После того как Шарон спустился с Храмовой горы, собравшиеся на горе палестинцы стали закидывать камнями израильских полицейских, после чего последовали теракты и обстрелы еврейских кварталов.
Полноценные военные действия, ставшие второй интифадой, завершились в начале 2005 года — после того, как поочередно были ликвидированы двое лидеров ХАМАС и скончался лидер палестинцев Ясир Арафат. После этого боевые действия сошли до уровня стихийного и локального характера. Но ХАМАС смог захватить власть в секторе Газа и к 2007 году окончательно взял управление территорией под свой контроль. Западным берегом Иордана управляют сторонники ФАТХ («Движение за национальное освобождение Палестины»), которое является основой ООП.
Сейчас обстановка в регионе далека от идеальной, а потому разогреть ее не составляет особого труда. Сделал это президент США Дональд Трамп. 6 декабря он заявил, что официально признает Иерусалим столицей Израиля, коим он с точки зрения израильтян и является с 1980 года.
«Это — ни больше ни меньше — признание существующей в настоящий момент реальности», — отметил президент США. Трамп также добавил, что США приложат все силы, чтобы добиться мирного соглашения, приемлемого как для израильтян, так и для палестинцев.
Но фактически
слова о мире и признание Иерусалима столицей стали взаимоисключающими вещами
12 декабря ХАМАС, все еще контролирующий часть палестинской территории (сектор Газа), объявил о начале третьей интифады. По словам пресс-секретаря движения Абдулатива Алкану, это сделано с целью оказать давление на США, которые должны изменить свое решение по Иерусалиму, а также для продолжения массовых выступлений.
Движение ХАМАС объявило о начале третьей интифады после решения Трампа
Что конкретно последует за этими словами – пока не ясно. Но не исключено, что дело вновь дойдет до вооруженного конфликта. Ранее один из лидеров ХАМАСа Исмаил Хания призвал к подготовке нового восстания против Израиля:
«Мы должны призвать и мы должны работать над запуском новой интифады перед лицом [угрозы] со стороны сионистского врага».
Начало уже положено: 8 декабря, еще до официального объявления интифады, но уже после выступления Трампа, в столкновениях палестинцев с израильской армией погибли четыре человека и пострадали свыше 700 демонстрантов. Вечером того же дня из сектора Газа в сторону Израиля было запущено не менее трех ракет: одна из них упала на детский сад в Сдероте, другая разорвалась на одной из улиц города. В ответ самолет израильских ВВС поразил тренировочный лагерь ХАМАС и склад боеприпасов. В результате обстрела пострадали 10 человек.
Дональд Трамп сообщил, что США перенесет свое посольство из Тель-Авива в Иерусалим, тем самым подтвердив свои намерения о признании новой/старой столицы Израиля. Сделать то же самое он призвал и другие страны мира. Однако пока отклика это предложение не получило.
11 декабря премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху впервые за более чем 20 лет посетил с официальным визитом Брюссель, где встретился с Верховным представителем Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности Федерикой Могерини. Получить поддержку израильскому политику не удалось. Главный дипломат Евросоюза заявила, что европейские страны не будут переносить свои посольства в Иерусалим:
«Он [Нетаньяху] может возлагать свои надежды на других, так как страны—члены ЕС не предпримут подобные меры».
Фактически это равносильно отказу Европы от признания Иерусалима столицей
Так что на поддержку Европы в борьбе с Палестиной Израиль, видимо, может не рассчитывать.
Россия стерпела бомбардировку Израиля не просто так
За Палестину выступает и Лига арабских государств, в число которых входит 22 страны (в том числе Саудовская Аравия, Египет и ОАЭ). Тут потребовали от США отменить решение по Иерусалиму и «вместе с международным сообществом принудить Израиль выполнить резолюции ООН, прекратить незаконную оккупацию всех занятых с 4 июня 1967 года палестинских и арабских территорий».
Не обошлось и без выступления Владимира Путина:
«Считаем контрпродуктивными любые шаги, предвосхищающие исход диалога между палестинцами и израильтянами. Считаем, что такие шаги являются дестабилизирующими, не помогают разрешению ситуации, а наоборот, провоцируют конфликт».
Но, пожалуй, ярче всех выступает Турция. Занимающий антиизраильскую позицию президент Реджеп Эрдоган заявил:
«Иерусалим — это свет наших очей. Мы не отдадим его государству-детоубийце. Мы не отдадим его государству-оккупанту».
Глава МИД страны Мевлют Чавушоглу призвал страны мира признать независимость Палестины (это сделали 136 из 193 стран ООН), добавив, что арабский мир недостаточно жестко ответил на решение Трампа:
«Кажется, некоторые страны ведут себя слишком робко по отношению к Вашингтону».
При этом не стоит забывать, что слова и реальные действия стран могут отличаться. Да и для официальной смены точки зрения, как показывает практика, достаточно любого, даже незначительного повода. Однако не факт, что это понадобится. ХАМАС сегодня недостаточно силен для того, чтобы вести полноценные боевые действия, и без активной военной поддержки не справится.