Одним из целевых индикаторов, закрепленных в Антикоррупционной стратегии Республики Казахстан на 2015-2025 гг., является уровень правовой культуры, а одной из основных задач – формирование уровня антикоррупционной культуры.
Коррупции невозможно противостоять без участия гражданского общества. Принципиально важную роль в формировании антикоррупционной культуры играет работа с подрастающим поколением. Только внедрение с самого раннего возраста антикоррупционных стандартов поведения позволит искоренить это социальное зло.
Важно с детства воспитывать личность в духе казахстанского патриотизма и неприятия коррупции.
Особая роль в формировании антикоррупционного мировоззрения молодежи должна отводиться правовому антикоррупционному воспитанию.
Антикоррупционное воспитание является направлением молодежной политики, а также выступает решающим фактором повышения эффективности противодействия коррупцией в нашем обществе.
Антикоррупционная направленность правового воспитания молодежи должна основываться на следующих постулатах:
— повышение в обществе позитивного отношения к праву и его соблюдению;
-повышение уровня правовых знаний;
— повышения уровня знаний о коррупционных формах поведения и мерах по их предотвращению;
— формирование у государственных служащих и граждан представления о мерах юридической ответственности, которые могут применяться в случае совершения коррупционных правонарушений.
Основными формами реализации правового антикоррупционного воспитания являются:
— антикорруционное образование, т.е. формирование нетерпимости к коррупционному поведению в рамках обучающих программ школьного, высшего, послевузовского и дополнительного образования;
— антикоррупционная пропаганда, прежде всего через средства массовой информации, в том числе с использованием социальной рекламы;
— проведение органами государственной власти и местного самоуправления различных мероприятий (слушаний, совещаний, семинаров, конференций и др.) антикоррупционной направленности.
Целью антикоррупционного воспитания является воспитание ценностных установок и развитие способностей, необходимых для формирования у молодых людей гражданской позиции в отношении коррупции, формирование негативного отношения к коррупционным проявлениям.
Значительна роль в формировании антикоррупционного мировоззрения образовательных учреждений (школ, колледжей, высших учебных заведений). В связи с этим необходимо отметить, что велика роль в данном процессе учителей и
преподавателей, поскольку именно они решают основные задачи формирования антикоррупционного мировоззрения учащейся молодежи.
Образование является одним из наиболее активных социальных секторов, в которых конкретные шаги реформирования системы могут оказать существенное влияние в области антикоррупционной профилактики.
Антикоррупционное образование является целенаправленным процессом обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства, основанным на общеобразовательных программах, разработанных в рамках государственных образовательных стандартов и реализуемых в образовательных учреждениях для решения задач формирования антикоррупционного мировоззрения, повышения уровня правосознания и правовой культуры учащихся.
К основным задачам антикоррупционного воспитания относятся: знакомство с феноменом коррупции (понятием, характеристиками, типами, классификациями, причинами, последствиями, механизмами распространения и т.д.); дать общее представление об исторических формах коррупции, особенностях ее проявления в различных сферах жизнедеятельности, причинах, вредных последствиях данного явления; формирование нетерпимости к проявлениям коррупции; ознакомление с возможностями и механизмами борьбы с коррупцией; воспитание ценностей и установок, необходимых для формирования нетерпимости к коррупции.
Весьма важным условием успешности борьбы с коррупционными моделями поведения в молодежной среде является тот факт, что антикоррупционное воспитание в рамках образовательных учреждений воздействует на подсознательные компоненты массового сознания.
Не менее важную роль в рамках антикоррупционного воспитания играет семья. Нельзя недооценивать ее роль в данном процессе.
Усеинова Г.Р. – заведующая кафедрой теории и истории государства и права, конституционного и административного права КазНУ имени аль-Фараби, д.ю.н., член Общественной приемной «Гражданский контроль»