Казахский народ очень богат своими духовными ценностями. Доказательством являются народные традиции, которых огромное множество. И тому есть естественные причины. Как известно из истории, в прошлые века, например, до двадцатого века, жизнь казахов была связана в основном с животноводством, что требовало частой перекочевки на новые места и соответствующего обустройства быта. Все это способствовало появлению народных традиций, которых и по сей день придерживается казахский народ.
Самая главная традиция — здороваться при встрече — «Амандасу». В ней не только пожелания здравствовать, но и главный для жителей суровой по природе степи вопрос о здоровье. Эта казахская народная традиция не претерпела изменений с тех пор, как казахи в прошлом веке перешли на оседлый образ жизни.
В традиции «Амандасу» отразилось и то, что казахи испокон веков обращаются к родителям на «Вы»
В этой повседневной традиции есть своеобразные обращения-краски к аксакалам, бабушкам, матерям, родственникам, младшим по возрасту и т. д. Например:
На приветствие «Қайырлы таң! Қайырлы күн! Қайырлы кеш!» ответ следует давать точно также
Услышав «Кеш жарық!», следует ответ «Ешкің арық!» (Цело ли поголовье ваших животных?). Обычно
такой ответ следовал на приветствие вошедшего в юрту аульчанина, которого уже видели днем,
и в то же время вошедшего первый раз или незнакомого путника, которого казахи называют божьим гостем. Ответ «Ешкің арық» означает, что животноводство было главным делом казахов. И что примечательно, традиция такого ответа сохранилась до сих пор даже в городах.
Пожилые и старшие люди здоровались с женщинами-ровесницами так:
«Қалайсыз, байбіше, отағасы, бала-ашаға аман-есен бе?» (Как вы, байбише, как глава семьи, здоровы ли дети?).
К девушкам обращались:
«Аналайын, все ли хорошо у тебя?»
С невестками, которые делали уважительное поклонение-салем, здоровались так:
«Жақсымысың келін бала, бақытты бол, ұл тап» (Хорошо ли поживаешь, невестка, будь счастлива, будь матерью многих детей).
Деградация технических специалистов: кто виноват в авариях в Казахстане?
В прошлом казахское общество делилось на «ақсүйек» (белая кость, аристократы) и «қарасүйек» (черная кость, так называли простолюдинов). К «белой кости» относились чингизиды — потомки Чингисхана, и ходжи — проповедующие ислам потомки пророка Мухаммеда.
Привилегированное положение потомков Чингисхана, ханов и султанов, которых именовали «төре», в общественной жизни казахов распространялось не только на сферу политики, но и на нормы повседневного этикета.
Простые казахи в разговоре с ханом или султаном не могли называть его по имени, вместо этого они должны были употреблять слово «тақсыр». При приветствиях и выражении благодарности они были обязаны говорить «Алдияр!», приложив обе руки к груди или правую руку к правому колену.
Если при случайной встрече с представителем «белой кости» простолюдин сидел верхом на коне, он должен был сойти с лошади и преклонить одно колено перед султаном, а тот в знак приветствия клал на плечо встречному правую руку и отвечал: «Аман ба?» (Здоровы ли твои сородичи, цело ли поголовье скота?)
Ханы клали свою руку и на плечи послов. Джон Кэстль, в 1756 году побывавший в ставке хана Младшего жуза Абулхаира, написал:
«Во время быстро прошедших трех часов аудиенции хан в знак уважения опустил свою руку на мое правое плечо. Это, как я узнал, признак особого уважения».
По-своему здоровались с публикой и акыны. Выходя к зрителям, они кланялись народу, держа правую ладонь у сердца. На подобное приветствие народ обычно отвечал возгласами:
«Бар бол! Өркенің өссін!» (Будь счастлив!)
Тем самым акыны получали благословение народа.
Есть интересная история выхода молодого акына Кенена Азирбайулы, ставшего впоследствии известным.
Еркебай Бугыбазарулы поехал на тризну киргиза Шабдана Жанбайұлы и взял с собой молодого певца. Кенен никогда не выступал при таком большом скоплении народа. Маститые акыны, среди которых были и великие поэты – казах Жамбул и киргиз Токтогул, один за другим показывали свое искусство. Когда пришел черед Кенена, он вскрикнул по обыкновению, взывая к предкам, но спеть не смог. Во второй раз случилось то же самое. Среди зрителей прошел удивленный гул. Тогда один из аксакалов приподнял правую руку, сразу наступила тишина, а в голосе старца звучала поддержка:
— Сынок, в народе говорят «Ер кезегі үшке дейін» – джигит должен попытаться трижды. Не стесняйся, попробуй еще раз.
И только тогда из сердца Кенена вырвалась песня. Слова лились, как из горного ручья. Песня летела высоко над степью, как бы передавая киргизам родственный казахский привет:
Мен өзім Дулат деген елден келдім,
Көл Қопа, Қордай деген жерден келдім.
Жас бала жаңа талап мен бір қойшы,
Туғалы мұндай жиын көрмеп едім.
Оттуда, где живет род Дулат, приехал я,
Где место зовется Кордай, и песня моя.
Я молод еще, вчерашний чабан,
Принес я привет от родичей вам.
Кенен, как быстрый иноходец, уже не мог остановиться, он пел долго и самозабвенно.
Из прочитанного может показаться, что казахи здороваются по-разному, а одного общего главного приветствия нет.
Известное же «Ассалаумағалейкүм!» является традицией арабского народа, привнесенное в казахскую степь с исламской религией
Почему казахи на своей земле словно люди второго сорта — Куат Домбай
И естественно, что сегодняшняя пытливая молодежь все чаще обращается к исконному виду древней казахской традиции «Армысыз». В «Тюркском словаре», написанном Махмутом Кашкари в XI веке, написано, что слово «Ар» у тюрков означает «Человек, честь».
Поэтому многие казахи продолжают здороваться в соответствии с родной казахской традицией — со взрослыми «Армысыз», с младшими по возрасту — «Армысың».
В понимании казахов слово «Ар» и по сей день имеет значение «Человек» и «Честь». Поэтому казахи с древних времен заложили в это действие самое главное моральное понятие в жизни.
Здороваясь «Армысыз», «Армысың», человек как бы задавал первостепенный вопрос: «Честный ли ты человек, не сделал ли ты что-то порочащее свою нацию, страну»?
На такое приветствие каждый получал вопрос-ответ: «Бармысыз», «Бармысың», что означает «являешься ли ты сам честным человеком, не сделал ли ты сам что-то порочащее свою родину?».
Предки казахов понимали, что основа основ жизни — это быть и оставаться честным и достойным Человеком. Только общество честных людей может подняться на более высокий уровень цивилизации. Мудрые предки оставили своим потомкам — нынешним казахам — самую лучшую форму своей традиции, которая называется «Амандасу» – здороваться.