«Судебный кабинет» — один из базовых инструментов электронного правосудия.
В Казахстане особое внимание уделяется электронному судопроизводству. Это позволяет снять вопросы общества и заинтересованных лиц по всем процессуальным моментам работы судов, делает все процедуры по отправлению правосудия максимально комфортными и понятными, минимизирует возможности для любого проявления каких-либо субъективных факторов при организации работы судов. Руководитель Департамента по обеспечению деятельности судов при Верховном суде РК Нурсерик Шарипов рассказал о «Судебном кабинете» — одном из базовых инструментов электронного правосудия.
«Работа по внедрению отдельных информационных элементов в работу судов велась с 2003-2004 годов. В основном она была ориентирована на создание электронного делопроизводства в судах и баз для хранения данных», — напомнил Шарипов.
Но с 2013 года концептуально поменялся подход к этой работе. Была поставлена задача перевести все элементы взаимодействия населения с судами при отправлении правосудия на электронную платформу. То есть
речь стала идти о том, чтобы с первых шагов при обращении в суды человек мог это сделать в электронном формате, дистанционно.
Для этого был запущен сервис «Судебный кабинет».
«Этот сервис является единым окном доступа ко всем «услугам», предоставляемым судами. Теперь, когда человек решил обратиться в суд, ему
не надо идти туда физически и нести с собой иногда достаточно объемные материалы, а потом стоять в очереди и ждать, пока в канцелярии проставят отметку о получении материалов с описью их содержания.
Достаточно зарегистрироваться в «Судебном кабинете» и направить заявление, ходатайство или любой другой процессуальный документ с приложением всех необходимых отсканированных материалов», — рассказал Нурсерик Шарипов.
Что примечательно, гражданин в максимально короткие сроки получит обратную связь от суда — это прежде всего номер регистрации, а в дальнейшем данные о том, какому судье отписано дело, где, когда и в какое время состоится заседание. В случае переноса заседания человек также будет извещен. На сегодня
в «Судебном кабинете» предлагается более 30 видов электронных заявлений, которые пользователи могут направить в суды.
В дальнейшем в «Судебный кабинет» под уже присвоенным номером выкладываются все процессуальные документы, принятые судом по этому делу, а также материалы аудиовидеофиксации, итоговое решение или постановление. В случае когда одна из сторон не удовлетворена решением суда, при обращении в вышестоящую инстанцию не надо будет повторно направлять копии материалов, «Судебный кабинет» сам соберет их по номеру и перенаправит.
Руководитель Департамента по обеспечению деятельности судов при Верховном суде также отметил, что «Судебный кабинет» позволяет значительно переориентировать трудовые ресурсы работников судов.
«Представляете, сколько раньше надо было времени и людей для того, чтобы принять обращение, размножить его и направить ответчикам.
По гражданским делам число ответчиков могло достигать десяти, а объемы материалов составлять несколько тысяч листов и дисков.
Теперь все это делается просто нажатием кнопки на клавиатуре», — сказал чиновник.
Стоит отметить, что в стране даже рассматривалась возможность снижения судебной пошлины для тех, кто обращается в суды посредством электронных технологий. Все очень просто, когда человек обращается электронном виде, он экономит средства государства, а значит может рассчитывать и на снижение пошлины.
О популярности сервиса «Судебный кабинет» говорит статистика. На сегодня зарегистрировано порядка 180 тысяч пользователей (по итогам 2016 года их число составляло 120 тысяч). При этом,
если в 2014 году (запуск «Судебного кабинета») всего 5% исков подавалось в электронном виде, то сегодня так подается уже 90% исков по гражданским делам.
«В этом году также запущена мобильная версия «Судебного кабинета» (МСК). Теперь он доступен на разных гаджетах (смартфонах, планшетах и др.). Сейчас прорабатывается вопрос участия в суде через мобильный «Судебный кабинет», т. е. не приходя в суд. Это делается так: суд подключается к стороне, к примеру через планшет, подтверждает его идентификацию, и человек может участвовать в процессе. Это можно сделать, даже находясь за границей», — рассказал Нурсерик Шарипов.
Сервис «Судебный кабинет» постепенно меняет систему взаимодействия населения с судами.
«За последние три года в канцеляриях судов исчезли очереди при сдаче документов. Да и сами они изменились — исчезли огромные кипы бумаг и дел. Мы приблизительно посчитали, речь идет где-то о 66 миллионах листов бумаги в год. Это средства налогоплательщиков», — отметил Шарипов.
Изжила себя такая проблема, как пропажа документов.