Министр энергетики РК Канат Бозумбаев рассказал, почему в Казахстане повысились цены на бензин и дизельное топливо.
Несмотря на рост производства бензина в стране (на 3,6% по сравнению с прошлым годом), отметил министр, доля импорта также продолжает увеличиваться, передает «Казинформ».
— Средняя цена по республике на бензин Аи-92 в январе составляла 135 тенге за литр, в сентябре — увеличилась до 150 тенге, показав рост на 11%. Доля импорта увеличилась с 15% в период июль-август до 30% в сентябре, что связано с первоочередным выходом на ремонт нефтеперерабатывающих заводов в сентябре-октябре в связи с завершающимися работами по модернизации. И как следствие ограниченное предложение казахстанских нефтепродуктов на рынке и увеличение доли более дорогого импортного бензина повлияли на рост цен в АЗС республики, — пояснил Бозумбаев.
Также глава минэнерго сообщил, что цена импортируемого бензина на границе по сравнению с маем увеличилась с 517 долларов за тонну до 560. При этом все расчеты с российской стороной ведутся в долларах, соответственно, влияние на стоимость топлива оказало изменение курса тенге к американской валюте.
Кроме того, на Павлодарском НХЗ начался плановый ремонт, который продлится до 26 октября.
— Предпринятыми шагами на Шымкентском НПЗ мы увеличили план переработки в октябре на 110 тыс. тонн — с 380 до 490, что позволит дополнительно обеспечить бензином — 40 тыс. тонн, дизтопливом — 5 тыс. тонн выше плана, — сказал Бозумбаев.
Он отметил, что средний объем потребления бензина АИ-92 в октябре ожидается на уровне 290 тыс. тонн.
— За счет полной работы всех НПЗ мы планируем снизить долю импорта по 92-ому бензину до 30% в ноябре и до 20% — в декабре. Мы считаем, что в ноябре, декабре ситуация у нас будет стабильная и войдет в свое русло уже концу октября, — заверил министр.