Политический рейтинг 3 квартала 2017 года наводит на размышления о будущих перестановках.
Эксперты утверждают, что хотя «вбросы о кадровых перетрясках еще не получили своего реального подтверждения», социально-экономическая ситуация начала ухудшаться.
Кого назначат виноватыми — должны показать следующая пара месяцев
Однако есть и обратная сторона медали — ряд управленцев, наоборот, «наращивают мускулы», успешно выполняя все более сложные задачи.
Центр социальных и политических исследований «Стратегия» представил рейтинг управленческой элиты РК за 3 квартал 2017 года. В опросе приняли участие 29 экспертов – политологи, политические обозреватели и журналисты, аналитики, бизнесмены и общественные деятели. Оценки по семибалльной шкале выставлялись по трем категориям: авторитетность, эффективность и перспективность. В конце выводилась средняя итоговая.
Первое место с начала 2017 года уверенно сохраняет за собой председатель КНБ Карим Масимов (5,19 балла). Эксперты заявили про него: «человек с системным мышлением – редкий вид во власти».
Кроме того, чаще стали прогнозировать «новое явление» Масимова на посту премьер-министра страны:
— Передислокация главного президентского танка Карима Масимова на новое место, а именно в кресло премьера, вполне ожидаема. Свою функцию – усиление роли и значения КНБ – Карим Масимов, используя различные рычаги мягкого давления и лоббирования, выполнил блестяще;
— Уверенно модернизирует службу, но все-таки в экономике будет более эффективен
Руководитель администрации президента Адильбек Джаксыбеков подтвердил вторую позицию в рейтинге практически с тем же самым результатом 5,09 балла, что и во втором квартале (+0,01 п.п.).
Только Масимов и Джаксыбеков получили самые высокие (5,38 и 5 баллов соответственно) оценки «перспективности»
При этом высокие показатели авторитетности (5 и выше баллов) сразу у нескольких участников:
В то время как по показателю «эффективность» ни один из управленцев подобной высокой оценки не получил.
От 4-х до 5 баллов набрали 20 политиков.
Ахметжан Есимов (как его назвали некоторые комментаторы — «последний резерв 01-го из старой гвардии») поднялся в рейтинге с 8-го сразу на 3-е место. Эксперты заявили, на их решение повлияло, «что
Есимову пришлось в короткий срок вычистить «авгиевы конюшни» ЭКСПО, доставшиеся ему от предшественника,
и провести образцовое мероприятие».
— Безусловно, такие заслуги казахского Геракла не могут не остаться без внимания главы государства, а также скрытых недоброжелателей. Как следствие, пришло его время «собирать пряники», — утверждают они.
Председатель президиума Национальной палаты предпринимателей Тимур Кулибаев тоже существенно улучшил свои позиции в рейтинге, поднявшись с 7-го на 4 место. Большинство опрошенных обосновали свое мнение тем, что Кулибаев, «несмотря на непростые времена для его активов», использовал «свое влияние,
сумев завернуть назад непродуманный проект ОСМС», продвигаемый министерством здравоохранения
Назначение Аскара Жумагалиева на пост вице-премьера повысило его оценку и место в рейтинге (с 27 места на 21-е, +0,3 п.п.). При этом оценки повысились по таким параметрам как «авторитетность» (4 балла, +0,42 п.п.) и «перспективность» (4,24 балла, +0,35 п.п.). По «эффективности» они поднялись незначительно (+0,12 п.п.), поскольку «о профессионализме выполнения им новых должностных обязанностей судить рано». Но в целом, это один из самых перспективных политиков.
— В ближайшие год-полтора Жумагалиев будет одним из главных персонажей правительства,
поскольку отвечает за центральную программу ближайших лет – «Цифровой Казахстан», — считают комментаторы.
Стабильность в рейтинге демонстрируют оценки акима Астаны Асета Исекешева (4,49 балла во втором квартале, 4,46 балла – в третьем), председателя Верховного суда Аскара Мами (4,22 и 4,2 балла соответственно) и министра внутренних дел Калмуханбета Касымова (20 место, 4,1 балла – позиция без изменений).
Министру внутренних дел эксперты пророчат скорую отставку,
«2018 год очевидно будет финалом его карьеры», полагая, что «на его месте больше не сделаешь». Однако при этом отмечается, что «чистая» работа полиции в ходе событий при Абу-Даби Плазе прибавила Касымову очков».
Посол в РФ Тасмагамбетов, несмотря на снижение результатов (с 3-го места на 7-е) все же остается достаточно влиятельным управленцем. У него по-прежнему один из самых высоких показателей авторитетности, но при этом в глазах экспертов снизилась перспективность (-0,23 п.п.). Опрошенные предрекают «мусинский вариант», поскольку
«пока ничего не предвещает возвращение Тасмагамбетова в страну, и с каждым годом его образ будет тускнеть, обрастая мифическими подробностями
А когда вернется, сложно будет соответствовать сложившемуся стереотипу».
Довольно неоднозначно оценивалась работа Генерального прокурора Жакипа Асанова (11 место, +0,23 п.п.). С одной стороны, некоторые эксперты достаточно резко критиковали его работу: «Асанов войдет в историю как прокурор, уничтоживший надзорную функцию прокуратуры Казахстана»; «красивые разговоры, но пока ничего определенного».
«Уход» Даулбаева с поста генпрокурора был неожиданным для него самого — Ашимбаев
С другой стороны, налицо «масштабное обновление руководства в областях. И это показывает, что
президентский карт-бланш Асанова по-прежнему в силе»
В список политиков-управленцев группы с совокупными показателями от 3 до 4 баллов вошло 24 человека.
Министр иностранных дел Кайрат Абдрахманов улучшил свои позиции, перейдя с 31 на 24 место (+0,26 п.п.). Абдрахманов практически единственный управленец в этой группе, имеющий оценку эффективности работы выше 4-х баллов. В комментариях одни эксперты делали акцент на том, что Абдрахманов «последователен, четко работает по получаемым поручениям.
Проблемным участком работы является сфера привлечения инвестиций в экономику, т. н. экономическая дипломатия
Пока нет эффективности». Другие выдвигали на передний план иные аспекты работы руководимого им ведомства: «Министерство иностранных дел провело великолепную работу в этом году,
учитывая астанинские раунды переговоров по сирийской проблеме и ЭКСПО»
Несколько улучшился рейтинг министра информации и коммуникаций Даурена Абаева, который перешел с 34 на 31 место. Его работа оказалась самой комментируемой, причем тут можно выделить две точки зрения. Сторонники первой рассматривают Абаева как «недостаточно успешного куратора информационно-коммуникационной сферы».
Министр Абаев комментирует свое участие в реалити-шоу
— Не прекращает выступать в качестве исполнителя уже принятых решений. Провал реализации программы «Цифровой Казахстан», назначение Жумагалиева, который будет курировать в большей степени сферу Абаева, говорит о том, что
министр информации не рассматривается как самостоятельный игрок,
— заявил один из опрошенных.
Согласно другой точке зрения, Абаев проявил себя как профессионал, к тому же открытый к общению с различными целевыми группами. При этом перспективность министра «зависит от того, удастся ли принять новый закон о СМИ». И пока работа курируемого им министерства в этом направлении экспертам представляется достаточно компетентной.
— Министерству информации придется защищать в парламенте поправки в закон о СМИ, и очень продуманная тактика показывает умелое управление процессом продвижения. К тому же
сам министр прибег к креативному способу пояснений, опубликовав видео в социальных сетях
Это показывает и смелость, и нешаблонность мышления министра, — утверждает другой.
Заметно ухудшились рейтинговые позиции председателя Национального банка Данияра Акишева,
который опустился с 33 места на 40-е. Как отметил один из экспертов: «Авторитет и перспективы председателя Нацбанка прямо пропорциональны курсу тенге».
При этом и об Акишеве прозвучали прямо противоположные мнения
Одни утверждали, что «Акишев трудно справляется с давлением, которое оказывается на финрегулятор со всех сторон. Вместе с тем, его команда как с профессиональной точки зрения, так и с точки зрения коммуникаций с обществом и отраслью показывает себя стабильно».
В падении тенге Нацбанк обвинил прогнозы независимых экспертов
Другие — что «самостоятельности у него ноль. Говорит неубедительно, доверия не вызывает»; «К работе Национального банка, а особенно к косноязычию его председателя, конечно же, есть претензии в обществе».
В третьем квартале в рейтинге оказалось три «новичка»: заместитель премьер-министра Ерболат Досаев, стартовавший с неплохим показателем 4,14 балла (19 место), Габит Байжанов, директор Службы внешней разведки «Сырбар», — 3,54 балла (35 место), и Аскар Жумагалиев, в роли вице-премьера и занявший, как отмечалось ранее, 21 место (4,07 балла).