Чтобы люди не жаловались в Facebook, Багдат Мусин создаст специальное приложение для жалоб. Вот только будет ли оно эффективным — остается под вопросом.
Генеральная прокуратура РК приступила к тестированию приложения для смартфонов, с помощью которого казахстанцы смогут моментально отправлять жалобы в госорганы. По словам главы Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Багдата Мусина, через приложение можно будет отсылать информационные сообщения по вопросам ЖКХ:
а также правонарушения ежедневного характера, например, парковка в неположенном месте.
Мусин убежден, что приложение снизит негатив в социальных сетях и позволит добиться более быстрой реакции властей. Между тем, политолог Рустам Бурнашев считает, что между Facebook и подобными приложениями существует весомая разница.
— Дело в том, что
размещая какую-то свою реакцию, позицию в соцсетях, человек обращается не только к государственному органу, но еще и создает социальный контекст: об этой жалобе узнают другие люди
А как правило, приложения носят закрытый характер, — отмечает он.
Разница, по его словам, между использованием данного приложения и написанием заявления в прокуратуру может заключаться только в оперативности.
— Допустим, я столкнулся с какой-то проблемой. Чтобы обратиться в традиционной форме, мне надо куда-то поехать, написать заявление, оформить все это. Не так давно у меня был такой опыт, связанный с неприятной ситуацией — на все про все я потратил около часа:
В данном случае я просто возьму приложение, моментально зафиксирую проблему и она пойдет по инстанциям. Закрепляться обращение будет электронной подписью. Такое решение серьезно повысит оперативность и даст возможность контролировать, в какой инстанции находится в данный момент обращение. Это очень упростит работу с государственными органами, — подмечает Бурнашев.
Но при этом политолог убежден, что приложение не особо повлияет на активность казахстанцев в социальных сетях. Зачастую в Казахстане проблемы решаются только тогда, когда приобретают социальный резонанс. Но в то же время он не отрицает, что приложение народ будет использовать.
Историк Ержан Багдатов, в свою очередь, считает, что сила Facebook преувеличена, а стало быть приложение сможет запросто перетянуть на себя аудиторию.
— Тот тренд, который мы видим, не всегда отвечает реалиям повседневной жизни. И
убеждение, что люди, создающие активность в соцсетях, являются передатчиками настроений всего населения — глубокое заблуждение
Так что инициативу Багдата Мусина о запуске приложения я полностью поддерживаю. Потому что через реальные виртуальные приложения, связанные с подачей обращений, можно обратить внимание властей на какие-то интересующие население вопросы. А люди, зная о существовании официального ресурса, куда можно подать любую заявку, при условии, что ресурс будет действенным, постепенно перейдут туда, — убежден он, добавляя, что ключевым фактором, способствующим перетоку, будет адекватная реакция госорганов.
Сегодня Facebook, по его мнению, лишь модное увлечение. А завтра популярность может завоевать другой ресурс.
— Facebook — тренд последних двух-трех лет. До него был Twitter, а еще раньше Mail.ru agent. Тренды всегда могут измениться: если появится ресурс, на котором население сможет решать свои проблемы, оно сможет завоевать пользователей. И приложение, о котором говорит Багдат Мусин, не обязательно даже будет рекламировать, достаточно показать его эффективность.
И еще один момент: обращения в Facebook пишутся на эмоциях, исходя из субъективных суждений людей. Авторы зачастую не пользуются юридическими нормами и правилами, не проверяют факты. И я предполагаю, что ресурс, который будет запущен генпрокуратурой РК, позволит этого избежать, — заключает эксперт.