Система уже сложилась и аппетит так просто не унять.
В ближайшее время время правительство планирует выделить 33,1 млрд тенге на повышение должностных окладов военнослужащих Вооруженных сил, сотрудников органов внутренних дел и депутатов. Снизит ли эта мера коррупцию в стране?
В свое время примером сокращения коррупции путем увеличения зарплат полицейским стала Грузия. Поле проведения Михаилом Саакашвили реформы полиции зарплаты ее сотрудников выросли в 14 раз.
Но, как отмечает экономист Петр Своик, в данном случае надо учитывать, что помимо поднятия зарплат, в полицейских органах Грузии полностью произошла кадровая чистка. Да и воля высшего руководства, демонстрирующего реальную борьбу с коррупцией, стала там определяющей.
— Саакашвили активно разрушал сложившуюся коррупционную систему в Грузии. Эта демонстрация была решающей, пока сам он не попался на бюджетных злоупотреблениях. А все эти стеклянные здания для полицейских районных отделений и высокие оклады — это все сопровождающие PR-акции. И нам для реальной борьбы с коррупцией нужно сделать несколько крупных вещей.
Сегодня основные коррупционные схемы направлены не на строительство шикарных особняков в Казахстане, а на увод денег за рубеж
Если мы посмотрим хотя бы на статистику внешней экономической деятельности Казахстана, то обнаружим, что там и легальный увод средств идет в миллиардах долларов ежегодно. Это почти прямые коррупционные потоки, — отмечает экономист.
Поэтому, по словам Своика, повышение должностных окладов никак не повлияет на сокращение коррупции.
— Данная надбавка — всего лишь компенсация инфляции, и делается она гораздо активнее и реальнее, чем та же самая компенсация пенсионерам. А вообще, между уровнем окладов силовиков и коррупционным искушением слишком большая дистанция. И увеличением окладов ее никак не сгладишь. Тут нужны другие механизмы. В частности, пресловутое разделение властей, чтобы внутри самой власти существовали политически конкурентные силы, которые бы не позволяли хотя бы своим оппонентам излишне сильно увлекаться «распилом», — утверждает Своик.
По его словам, главное, что должна делать власть в Казахстане для борьбы с коррупцией — это продемонстрировать свое явно политическое желание
— Правительство у нас может и не коррумпированное. Но оно состоит по большей части из людей, которые вообще никогда не работали в бизнесе, занимая всегда только административные должности. И как такое правительство, настроенное на внешние экономические интересы, в ущерб внутренним, может бороться с коррупцией? — недоумевает Своик, добавляя, что антикоррупционный импульс должен идти сверху.
Виктор Ямбаев, президент Алматинской ассоциации предпринимателей, также считает, что надбавка к зарплатам вышеупомянутых сотрудников никак не повлияет на сокращение коррупции.
— Коррупционные взятки и «откаты» в сотни раз превышают все разумные заработные платы. Нужны другие методы, чтобы «отбить аппетит»:
Что касается Грузии, то в отличие от Казахстана, там нечего «разбазаривать» — там главное достояние — виноград. А в Казахстане вся таблица Менделеева, поэтому и борьба с коррупцией там и у нас несопоставима. В России, как и у нас, аппетиты у чиновников сильные. И сколько бы там губернаторам не повышали зарплаты, им все будет мало — они будут воровать, пока не подавятся. Помните, у полковника Захарченко деньги занимали целую комнату? И какая разница, во сколько подобным должностным лицам повысить зарплату, в 20 раз или в 40 — комнату денег вы им все равно не дадите! — рассказывает Ямбаев.
При этом он не отрицает, что повышать зарплату госслужащим нужно, но без остальных мер это будет неэффективно.
Историк Ержан Багдатов убежден, что сколько ни повышай зарплату — это не поможет. Коррупция — системное явление, неподвластное подобным решениям. К борьбе с ней нужно подходить комплексно.
— Я считаю, все зависит от личностных характеристик сотрудника. Если человек не предрасположен к коррупционным преступлениям, то вне зависимости от того, какую он зарплату получает, он это делать не будет. Поэтому нельзя говорить о том, что все поголовно берут взятки. Чтобы искоренить коррупцию, у людей в сознании должно заложиться, что коррупция — это плохо, — считает он.
В то же время, по его словам, государство должно создавать условия для граждан, чтобы желания дать взятку у них не возникало.
— Почему простой народ идет на коррупционные уловки? Кто-то, к примеру, хочет обойти какие-то процедуры
А значит государству нужно упростить прохождение таких процедур, — говорит историк.
В то же время он подмечает, мнение о том, что не нужно поднимать зарплату депутатам, является необоснованным.
— Те люди, которые не занимаются законотворческой деятельностью, не могут осознать, с каким потоком законопроектов приходится сталкиваться каждому депутату. Сколько норм они анализируют и дают экспертную оценку. К тому же депутаты — это представители профессиональных кругов. А высококлассные специалисты всегда получают достойную зарплату, — подчеркивает он.