Несмотря на не так давно приобретенную привычку сидеть в соцсетях и обсуждая насущные вопросы бытия, казахстанцы хранят верность телевидению.
Потому телевизор – в широком смысле: и как lcd-панель, и как экран планшета – никуда из наших домов и досуга исчезать не собирается.
Этот вывод можно сделать из данных проекта MMI компании TNS Central Asia, ежегодно проводящей замеры, влияющие на значения медиамаркетинговых индексов, которые отражают потребительское поведение и медиапредпочтения казахстанцев. В 2016 году граждане в среднем ежедневно проводили перед телевизором на 13 минут больше, чем в 2015 (213 минут против 200). Стоит отметить, что в 2014 году это время составляло 208 минут.
Любопытно, что за три года временной показатель потребления интернета почти никак не изменился: в среднем, чуть более двух с половиной часов в сутки.
По мнению Олега Бородулина, заместителя директора TV MEDIA Advertising Agency и одного из ведущих экспертов в области медиа, ТВ как медийный ресурс по-прежнему актуален. И результаты различных исследований, как казахстанских, так и международных, подтверждают это. Более того, в периоды экономического спада уровень телесмотрения возрастает за счет сокращения времени на активный досуг «за пределами дома» — спорт, прогулки, подвижные игры, посещение кафе и ресторанов. Верно также и обратное: чем больше времени мы отдыхаем вне дома, тем ниже телесмотрение.
По наблюдениям эксперта, уклад жизни в наших мегаполисах все же не такой, как в регионах, где проживает значительная – чуть более восьмидесяти процентов – часть казахстанцев:
— Подобные контексты характерны, наверное, для всех стран и, говоря о предпочтениях граждан в плане досуга, необходимо учитывать поведенческие различия.
Резюмируя, Олег отмечает, что «по сути, исследование MMI говорит нам о том, что потребление ТВ никаким образом не связано с потреблением других медиаканалов. Ну и нам как участникам рекламного рынка важно, что телевизор был и остается самым эффективным способом максимального достижения контактов с аудиторией.
Татьяна Старцева, генеральный директор упомянутой исследовательской компании TNS Central Asia, выводы которой учитывает весь казахстанский медиарынок, описывает телепросмотр как «характерный атрибут спокойного домашнего времяпрепровождения». Объемы просмотра ТВ, считает Татьяна, подвержены незначительным колебаниям: «Я бы хотела обратить внимание на положительную корреляцию телесмотрения со спокойным отдыхом, в том числе, посвященным уходу за собой и общению с друзьями. (В 2014 — 2016 гг. казахстанцы за «спокойным отдыхом дома» проводили в среднем около 222 минут ежедневно – прим. авт.). Просмотр телепередач снижается, когда мы начинаем больше времени проводить вне дома, например, ездить куда-то, развлекаться с детьми».
— Если говорить об интернете, — продолжает эксперт, — очевидно, что при росте ежедневного охвата на всем промежутке исследования среднесуточное время, которое проводят в сети пользователи, практически не подвергается колебаниям. Интернет в большей степени является атрибутом активного времяпрепровождения: им пользуются не только дома, но и на улице, и в общественных местах. Заметна зависимость интернетизации от повышения интереса к общению по мобильным средствам связи, ростом посещаемости культурно-зрелищных мероприятий, которые традиционно рекламируются через сеть.
Исследования TNS Central Asia подтверждают ощущение, что люди стали меньше читать газет и журналов в их привычном – бумажном — виде.