Зафиксировано существенное сокращение депозитной базы в Казахстане — и экономист винит в этом… выборы.
Статистика показала — депозитная база банковского сектора сокращается:
Что касается вкладов в иностранной валюте, у юридических лиц их доля также снизилась с 46,6% на начало года до 43,9%, как собственно и у физических лиц – с 62,2% до 57,0%.
Конечно, можно говорить о кризисе. Но можно и о грядущих выборах в Сенат.
— Перед выборами всегда идет сокращение депозитной базы, так как деньги нужны на предвыборные кампании
Я как-то проводил исследование и обнаружил, что предвыборная гонка 1999 года очень быстро, где-то за полгода, сократила депозитную базу, которая до этого была наращена быстрыми темпами. И надо заметить, что никто никогда не тратит на выборы собственные средства. За каждым депутатом сидят какие-то определенные финансово-промышленные группы, так называемое лобби, — говорит экономист Магбат Спанов.
Впрочем, дело может быть не только в политике — вполне возможно, что компании «проедают» запасы:
— Внутриэкономическая ситуация оставляет желать лучшего, но это не значит, что завтра эти компании обанкротятся. У каждой есть определенный запас устойчивости.
По мнению экономиста Алмаса Чукина, увод денег с депозитов может быть обусловлен двумя разными причинами — и строго экономическими.
Историческая сделка Народного банка ухудшила ситуацию на рынке
— Может, это и хорошо. До этого бизнес никуда не вкладывал, экономика не развивалась. А в этом году экономика начала оживать, бизнесмены могли начать вытаскивать деньги с депозитов и вкладывать в дело, — предполагает Чукин. — А может все плохо — начали «проедать» свои запасы.
Впрочем, речь может вовсе не идти о тенденции — просто какой-то «кит» изъял свои миллиарды — пусть даже для тех же выборов:
— Вот «Казмунайгаз», например. Допустим, у него дела не очень и он «проедает» депозитные средства. В то же время какие-нибудь 150 небольших компаний, наоборот, вложили свои деньги в какие-то проекты, — выражает мнение он.
Арман Байганов, экономист Astana Best Consulting Group, подчеркивает, что так как после девальвации ситуация в экономике ухудшилась, предприятия стали направлять именно депозитные накопления на развитие бизнеса.
— Сколько это продлится — будет зависеть
Если наши компании будут проигрывать конкуренцию России и Кыргызстану, будут получать меньше прибыли. И депозитная масса тогда будет еще сокращаться, — говорит Байганов.
Экономист также пояснил, что сегодня на депозитах деньги держат в основном нацкомпании или компании с государственным участием. А у малых предприятий лишних средств на такие вложения попросту нет. И
если бы нацкомпаниям запретили хранить деньги на депозитах — депозитная база юрлиц сократилась бы в 2-3 раза
— Надо понимать, что основной доход нацкомпании должны получать от своей деятельности, которая предусмотрена уставом. Но некоторым государство выделяет средства, и они, не долго думая, кладут их в банки под проценты.
От этого часто страдает их основная деятельность
Вот, к примеру, квазигосударственным компаниям выделяются деньги на поддержку предпринимателей, но они вместо того, чтобы осуществлять эту поддержку, кладут деньги на депозиты.
Многие из них перед девальвацией в банках специально держали средства в долларах и получили хорошую маржу. Помните, несколько лет назад был скандал с социально-предпринимательскими корпорациями (СПК), когда вместо того, чтобы кредитовать предпринимателей, они держали деньги в банках второго уровня, — рассказывает Байганов.
«Пузырь» госкомпаний раздулся до опасных пределов — эксперты
И хотя, по его словам, сейчас за этим стали строже следить, но какая-то часть средств по-прежнему хранится на депозитах. А вот если бы такое хранение запретили и разрешили хранить только на текущих расчетных счетах, вероятно, эффективность работы национальных и квазигосударственных компаний могла бы улучшиться.