Мало кто ожидает от государства идеологии, способной конкурировать с этими двумя в «борьбе за умы».
Исламизация в Казахстане набирает силу — утверждают масс-медиа. Причем тревогу вызывает вовсе не традиционный ислам — против него как раз мало кто возражает, поскольку свободу вероисповедания у нас никто не отменял. Но вместе с ним набирают силу и деструктивные течения, в том числе и «нетрадиционного ислама». И какое из них вполне миролюбиво, а от какого уже можно ожидать неприятностей, в ряде случаев и сказать-то сразу нельзя.
Тему продолжил журналист Тимур Исаханов. Причем первую часть он посвятил противопоставлению нетрадиционных исламистов и националистов. Не совсем понятно, что именно подвигло журналиста сделать такое сравнение (может быть попытка поискать альтернативу?), но сама постановка вопроса оказалась интересной.
Основные тезисы статьи следующие:
Рейтинг угроз для Казахстана: салафиты, социальный взрыв, борьба элит
Впечатление от статьи сложилось такое, что в качестве участников «борьбы за умы» в нашем обществе автор видит только эти два лагеря, причем исламисты в этой схватке уверенно выигрывают. Альтернативы якобы нет и не предвидится. Но у опрошенных 365info экспертов мнения на этот счет оказались разными.
Политолог Султанбек Султангалиев прежде всего констатировал факт, что единого
«организованного политического движения националистической направленности в Казахстане не существует»
Есть отдельные группки националистически ориентированной интеллигенции. Есть обычные люди, для которых «приоритет казахской нации везде и во всем является определяющим на уровне умонастроений», но организационно они никак не связаны.
Падение уровня жизни подогревает национализм — Султангалиев
Разработанной идеологии казахского национализма, внятно сформулированного политического кредо у националистов также нет.
— Были отдельные попытки, например, в лице так называемых национал-демократов, создать нечто вроде политического манифеста, который, кстати, подвергся жесткой критике со стороны других националистических групп. Таким образом, дать исчерпывающую объективную характеристику казахского национализма пока невозможно по причине отсутствия необходимых материалов, — сказал он.
С нетрадиционными исламистами, по его мнению, немного проще, потому что есть общее представление об идеологической составляющей различных течений неофициального ислама.
Вопросы веры: что ждет религию в Казахстане?
— Можно вычислить объединяющий момент двух этих групп — неприятие русской культуры и отрицательное отношение к России, причем у националистов негатив выражен намного ярче, — полагает Султангалиев. При этом оговариваясь, что даже здесь нужно рассматривать позицию каждого человека индивидуально и
ни в коем случае нельзя делать вывод о том, что, например, каждый такфирит обязательно русофоб
Национализм в Казахстане вышел на новый этап — эксперт
— И националисты тоже ведь разные — есть национал-радикалы, а есть умеренные, — отметил он.
В отличие от Исаханова, Султангалиев считает, что
у националистических идей как раз больше шансов быстрее овладеть массами
Во-первых, националистическая идеология (без разницы — казахская, русская или еще чья-то) более примитивна, нежели религиозная, «поэтому
ближе и доступнее для понимания плохо образованным людям,
чей процент в казахстанском обществе увеличивается в пугающей прогрессии».
Во-вторых,
любой национализм имеет социальные корни — чем ниже уровень жизни населения, тем более люди восприимчивы к националистическим идеям
А тенденции нашего экономического развития не внушают оптимизма.
В-третьих, демографическая ситуация в Казахстане характеризуется неуклонным увеличением казахского населения, что «в итоге приведет к возникновению преимущественно мононационального общества уже к середине 21 века».
Эмиграция растет из-за бедности и бытового национализма — Султанов
Хотя и апологеты нетрадиционного ислама тоже собирают свой урожай душ. По сравнению, например, с началом 2000 годов они серьезно усилили свое влияние, особенно в Западном Казахстане. А
официальный ДУМК, по словам политолога, проявил себя как малоконкурентоспособная организация
— Борьба за умы явно затруднительна для наших чиновников в чалмах, привыкших к комфортному существованию в статусе религиозного монополиста. Распространение влияния альтернативных исламских течений служит благодатной почвой для проникновения идей религиозного экстремизма, а социальная среда, существующая в наших реалиях,
еще более способствует увеличению количества адептов нетрадиционного ислама,
— сказал Султангалиев.
Впрочем, по его мнению, есть идеологии (помимо традиционного ислама), которые вполне могут противостоять радикалам.
В роли таковых политолог видит позиции левых движений: коммунистов, социалистов, социал-демократов
Причем они, по словам эксперта, способны конкурировать вообще с любыми религиозными течениями.
Станет ли Казахстан исламским государством?
— Потому что в основе находятся идеи социальной справедливости, близкие и понятные практически каждому гражданину, — утверждает Султангалиев.
Политолог Ислам Кураев тоже считает, что эти два лагеря «совершенно разные, которые даже теоретически не имеют точек соприкосновения».
— Националисты и исламисты имеют в своей основе разные идеологические убеждения. Одни руководствуются религиозными принципами, которые, по их мнению, станут консолидирующим фактором в обществе, то есть строительство нового государства с новыми устоями жизни. Националисты же придерживаются полного тоталитарного доминирования титульного этноса в стране. Однако среди них есть и те, которые придерживаются иной точки зрения, это распространение казахстанской единой национальной идеи, — заявил он.
При этом, в отличие от Исаханова, убежден, что большим авторитетом (и численным превосходством) обладают как раз националисты. И это вполне нормальное явление не только для Казахстана, но и других стран, в том числе и развитых европейских.
Мнение, что больше, могло появиться потому, что «у нас, как правило,
Как радикалы пополняют свои ряды?
к радикалам причисляют всех, кто хоть немного придерживается каких-то религиозных убеждений»
— Тем более, что в последние годы уровень глубоко верующих значительно вырос, но это никак не говорит об их политизации или же приверженности к деструктивным взглядам, — уточнил Кураев.
При этом политолог особо отметил, что не понимает, «по какому принципу отличают нетрадиционных от традиционных, так как основа у всех мусульман одна».
— Поэтому
в данном случае можно судить только об их разных течениях, которые отличаются друг от друга частично,
— сказал он.
Успех распространения религии в любом государстве зависит от разных причин, начиная от законодательства и заканчивая социально-экономической составляющей. В Казахстане проводится политика полного контроля религиозной сферы в стране, которая позволит реагировать на любые проявления радикализма в обществе. Однако, считает политолог, многим это будет не по нраву, а
значит стоит ожидать напряженности в этом секторе
— Сейчас все зависит от разрабатываемого законопроекта о религии, после уже будет более-менее понятно, как станут развиваться эти самые процессы в государстве, — сказал Кураев.
Почему экстремисты потеснили священнослужителей — эксперт
Кстати, он отметил, что «правительством впервые выделяются деньги на государственную идеологию, то есть та самая «модернизация общественного сознания» должна стать консолидирующим звеном в обществе». То есть той самой альтернативой, о которой шла речь в начале.
— Практически переосмысление будет проходить через призму культуры, а
это значит, что планируется противостояние «Религия VS Культура»,
— считает Кураев.
Политолог Замир Каражанов обратил внимание, что национализм (работающий в рамках правового пространства) есть в любой стране.
— Марин Ле Пен — националист чистой воды. Трамп тоже никакой не либерал. А в Германии взгляды националисты вообще начали «зашкаливать» за рамки представлений цивилизованного мира, — считает он.
При этом, говорит Каражанов,
сограждане почему-то в восторге от Ле Пен и Трампа, а отечественных националистов записывают чуть ли не в террористы
Что совершенно неправильно.
— Нужно смотреть, насколько их деятельность отвечает нашим законам. Если никаких претензий нет (а я про них не слышал), все в порядке.
Не противозаконно говорить о казахских традициях или казахском языке и истории,
— сказал политолог.
Примерно то же самое и с мусульманами — если человек посещает мечеть, это еще не значит, что он радикал.
Второй фронт джихада открывается в Казахстане
Конечно, бороться с деструктивными религиозными течениями (и не только в исламе) необходимо. Но при этом без фанатизма, чтобы «не выплеснуть вместе с водой и младенца». По мнению политолога,
исламофобия в обществе тоже может принести немало бед
В первую очередь потому, что раскалывает общество, а когда оно перестает быть монолитным, «пропадает конкурентоспособность». Что тоже чревато проблемами государственного масштаба.