Эксперты считают, что хотя на рост миграции повлияли негативные факторы, последствия окажутся вполне благоприятными.
Темпы внутренней миграции в Казахстане за год выросли вдвое
По данным комитета по статистике РК, если с января по август 2016 года прописку поменяли 332 тыс. сограждан, то за тот же период 2017 — 669 тыс., или в два раза больше.
Экономист Асет Наурызбаев сразу подверг цифры сомнению. По его мнению, никаких предпосылок к двукратному скачку нет, просто где-то в расчеты закралась ошибка:
— Такой скачок должен быть чем-то спровоцирован.
У нас не было ни мора, ни войны, ни «комсомольских строек» масштаба БАМа
На такие стройки привлекают сразу сотни тысяч рабочих, но у нас даже на Кашагане размеры не те. Да и рабочие приехали не одномоментно, а в течение нескольких лет. То есть такого роста быть не могло, — сказал он.
Приезжие в Алматы составляют 70 процентов
Скорее всего, уверен экономист, в этом году статистики просто начали считать по другому. Видимо, изменились методики подсчета или исправили некие ошибки.
Хотя он согласен, что кочевать по регионам казахстанцы начали чаще — и тому есть вполне объективные причины.
— Астана «качает» людей очевидным образом, Запад тоже
В депрессивных районах закрываются убыточные предприятия, люди уезжают туда, где появляются новые, так что тенденция налицо. Но в конкретных цифрах статистика врет, — сказал он.
По его мнению, либо нынешнее, либо прошлогоднее число должно быть другим. Либо оба сразу.
В самой тенденции Наурызбаев склонен видеть вполне благоприятный момент. По его словам, высокая подвижность рабочей силы благотворно влияет как на экономику в целом, так и на благосостояние самих сограждан.
Когда приезжают мигранты, падает уровень жизни у всех — исследование
— Мобильный человек вообще более конкурентоспособен и может достигать более высокого дохода. У него появляются конкурентные предложения, находятся новые возможности. Плюс к этому развивается рынок недвижимости, транспортных перевозок, сопутствующих услуг — все это постоянно в движении, — отметил экономист.
Кроме того, он обратил внимание, что у процесса есть и некие социальные последствия, и тоже положительные.
Когда в один регион приезжают выходцы из другого — «автоматически перемешиваются разные менталитеты и традиции»
— Происходит некая универсиализация страны. Между прочим,
сепаратизм тоже возникает из малой подвижности населения,
— уточнил он.
Автоматически из его слов вытекает, что в этом вопросе миграция может выступать инструментом профилактики.
Каждый третий казахстанец — или «шымкентский», или «алматинский»
При этом экономист отметил глобальный тренд на урбанизацию. То есть число едущих из сельской местности в города увеличивается с каждым годом. И это, кстати, общемировая тенденция. Аграрное хозяйство требует все меньше народу для работы, а в городах с высокой плотностью населения возникает все больше сервисов, а значит — и рабочих мест.
— Казахстан с мировой точки зрения — «недоурбанизированная страна»
В этом списке мы находимся в нижней половине. И экономика у нас еще догоняющая. Города и дальше будут привлекать население — и бояться этого не нужно — это нормально, — считает Наурызбаев.
Социолог Тимур Айсаутов считает, что хотя само по себе увеличение внутренней миграции вполне положительно, его причинами стали неблагоприятные факторы. Причем как внешние, от Казахстана не зависящие, так и внутренние.
Одна из самых важных внешних причин — санкционная война против России
Аукнулись они и нашей экономике, поскольку мы члены ЕАЭС, а Россия — ключевой торгово-экономический партнер Казахстана.
Как война санкций ударит по Казахстану?
— Поэтому мы тоже испытываем последствия этих санкций. Последние несколько лет наша экономика переживает серьезную трансформацию, внутренние преобразования, — говорит он.
Кроме того, свое влияние оказывает падение цен на энергоресурсы — наши ключевые экспортные позиции. В целом, по мнению Айсаутова,
«глобальная экономика вышла на тот уровень, когда цены на нефть снизились более чем в два раза»
— В долларовом выражении налоговые доходы в бюджет уже не те. Это влияет на формирование точек роста в экономике. Где-то закрываются производства, но при этом где-то открываются новые — только другой направленности, — говорит социолог.
Статистика «притянута за уши»: малый бизнес в упадке — эксперты
Например, когда были высокие цены на недвижимость, и предприятий в этой сфере работало немало. В том числе и мелкие предприниматели, которые могли просто купить квартиру, быстро ее отремонтировать — и продать подороже. Но цены упали, и число участников резко сократилось, а в сфере непосредственно строительства остались только крупные предприятия.
Остальным пришлось перепрофилироваться — и не всегда это удавалось сделать «по месту жительства»
Социолог согласен с Асетом Наурызбаевым, что усиление внутренней миграции — это хороший знак. И не только с экономической точки зрения.
— Как бы это спорно не звучало — но для формирования устойчивой региональной политики, снижения системных рисков и так далее — необходимо формировать новые агломерации, двигать население с юга на север. Северные регионы у нас находятся в упадке, — сказал Тимур Айсаутов.
Главная головная боль акима СКО – отбивать атаки российских националистов – Ашимбаев
По его словам, в северных и восточных регионах катастрофически уменьшается население, а на юге наоборот — не хватает пастбищных территорий и вообще земли. За последние лет 20-25 численность исчезнувших с карты населенных пунктов только в северных областях исчисляется многими десятками. А на юге из-за тесноты растет социальное напряжение.
— Возможно, так мы сможем решить вопросы умирающих населенных пунктов, пустующих школ и так далее.
В ЮКО есть школы, где по 15-17 первых классов сразу, а на севере они закрываются вместе с умирающими селами,
— говорит социолог.
При этом он утверждает, что хотя у нас и работает переселенческая программа, ее вклад в общее число совсем невелико — примерно тысяч по семь в год. Все остальные — это вынужденные мигранты, которые ищут лучшей доли самостоятельно. Возможно, стоило бы нашу программу как то улучшить.
59 тыс. семей с юга Казахстана смогут переехать на север до 2022 года
— В той же России есть программы, когда переезжающим землю выделяют гектарами. У нас такого пока нет.
Но заполнять недостаток трудовых ресурсов на Севере и Востоке все равно как-то надо, так почему бы не за счет переселения с Юга?
Об этом и глава государства говорил, — резюмировал Айсаутов.