В автопредприятия Казахстана вновь пытаются вдохнуть новую жизнь. Перечень моделей, которые можно приобрести по льготному кредиту, может быть расширен, а налоговые сборы с производителей снизят. Пока же одним из «разгоняющих» факторов является слабеющий тенге: вместо того, чтобы хранить деньги, казахстанцы предпочитают их тратить.
Льготное автокредитование оказалось примером удачной реализации республиканской программы: с 2015 г. выдано 9300 кредитов по сниженным ставкам на приобретение продукции отечественного автопрома. Общая сумма выданных кредитов достигла почти 36 млрд тенге. При этом спрос выше предложения: по данным Банка развития Казахстана (БРК), объем согласованных кредитов (не все из них являются уже выданными) превышает план на 41,3%.
Однако программа не предусматривает, например, выдачу льготного кредита на покупку электромобилей. Необходимое для этого расширение списка доступных авто может быть дополнено до конца года. Об этом сообщил управляющий директор БРК Адиль Исмагамбетов. Если это решение будет принято, уже в следующем году кроссовер JAC iEV6S и седан iEV5 могут стать доступнее – именно эти модели были выставлены в качестве экспонатов ЭКСПО. Впрочем, массовое производство этих моделей еще не налажено, так что льготное кредитование может этот процесс подстегнуть.
Постепенно решается и еще одна проблема – недостаток инфраструктуры. Оператор РОП и Ассоциация Казахстанского АвтоБизнеса (АКАБ) сообщили об установке зарядных станций в Астане и Алматы. Установленные за счет частных инвестиций станции подходят для зарядки всех электромобилей за 1-4 часа. Одновременно может обслуживаться до 4 автомобилей.
По данным АКАБ, до конца года в Астане и Алматы будет установлено 100 быстрозарядных ЭЗС. Еще 20 станций будут установлены на трассе между этими городами. Учитывая, что в настоящее время автопарк электромобилей насчитывает всего около 200 единиц, на каждую машину будет приходиться по 0,6 заправочных станций.
Еще одним направлением поддержки отечественного автопрома станут налоговые льготы. По данным Союза предприятий автомобильной отрасли Казахстана «КазАвтоПром», в одобренном правительством РК 12 сентября проекте нового Налогового кодекса в числе прочих мер новый кодекс предусматривает ряд адресных льгот для предприятий в наиболее значимых отраслях, к числу которых относится и автопроизводство. В частности,
автопроизводители, работающие в рамках специального инвестиционного контракта, получат доступ к льготам по уплате налога на добавленную стоимость
Нововведение по своей сути является возвратом к налоговым правилам, действующим до 2017 года. Ранее льготы позволили отечественным автопредприятиям закрепиться на отечественном рынке, развивая промышленные мощности и расширяя ассортимент моделей.
«За время действия льготы только первый в республике усть-каменогорский завод «АЗИЯ АВТО» инвестировал в собственные мощности более 54 млрд тенге и уплатил в казну государства свыше 70 млрд тенге в виде налогов. В сумме эти цифры почти втрое превосходят сумму предоставленных налоговых льгот. Иными словами, действовавший механизм подтвердил свою эффективность многолетней практикой. Он стал базовым элементом инвестпривлекательности отрасли», — говорится в сообщении КазАвтоПрома.
В настоящее время авторынок в республике хоть и находится на подъеме, но по-прежнему не достигает прошлогодних показателей. В январе-августе 2017 г. официальными дилерами было продано чуть менее 27,5 тыс. единиц – это на 2,1% меньше показателей 2016 г. При этом показатели августа нынешнего года оказались выше: по данным КазАвтоПрома, за месяц было продано 4560 единиц, что на 28,1% больше, чем годом ранее.
Прием машин на утилизацию возобновился
Косвенным подтверждением готовности казахстанцев тратить на автомобили больше, является то, что по итогам 8 месяцев объем продаж составил $672,3 млн, это на 35,7% выше аналогичного показателя 2016 года. Впрочем, может быть и другое объяснение –
казахстанцы, боясь обесценивания нацвалюты, предпочитают тратить деньги
В августе, который запомнился ослаблением тенге относительно всех основных мировых валют, объем рынка в стоимостном выражении по результатам августа составил $107,2 млн, достигнув наивысшего значения с начала года и превысив итоги годичной давности на 41,6%. Учитывая, что каждый третий проданный с начала года в республике автомобиль отечественной сборки, становится понятным, что свою долю получили и казахстанские предприятия.