Нацбанк таким образом хочет сократить российский импорт, говорят одни эксперты. Другие же считают падение тенге следствием ослабления казахстанской экономики.
Курс тенге к доллару на 7 сентября составил 341,22, что в условиях стабильности рубля вызывает вопросы. А главный из них — действительно ли у нас свободно плавающий курс, как пытается убедить нас Нацбанк?
По мнению экономиста Евгения Слесарева, Нацбанк ведет тонкую игру.
— Раньше они пытались убедить нас, что курс тенге зависит в первую очередь от нефтяных цен, от состояния экономики Казахстана, то сейчас в принципе ее состояние более ли менее стабильное, и нефть достаточно стабильна. Она держится в районе 50-52 доллара за баррель. А тенге при этом продолжает «штормить». Я думаю,
игра Нацбанка направлена на понижение стоимости тенге не против доллара, а против рубля
А основная цель — выравнивание торговых балансов, — отмечает экономит.
Слесарев подчеркивает, что сегодня до 40% импорта в Казахстане составляют российские товары. И, дабы немного сгладить ситуацию, с целью ограничить доступ российских товаров, Нацбанк намеренно корректирует курс тенге.
— Отношения рубль-тенге он подвел к значению 1 к 6. Хотя раньше они говорили, что средневзвешенный курс — 1 к 5,5. Но поскольку свои планы Нацбанк реализует через доллар США — через биржу, то прямых следов деятельности Нацбанка мы не видим, — говорит эксперт.
При этом, по словам Слесарева, предугадать действия Нацбанка весьма сложно — у него свои экономические цели и интересы. Экономист затрудняется сказать, как долго Нацбанк будет продолжать считать свои действия целесообразными.
— Но в принципе понять их можно. Потому что задача Нацбанка поддерживать нашу с вами экономику. И
если они облегчают жизнь для наших производителей, то мы должны сказать им за это спасибо
Как долго они будут идти по этому пути — сложно сказать. И возможно они монетарными действиями добьются того, что будет ожидаемый и справедливый курс. 1 к 6 станет приемлемым курсом, к которому все привыкнут и так все и останется. А дальше все будет зависеть от состояния общемирового валютного рынка: опять также будем смотреть на стоимость нефти, оценивать состояние российской экономики — стоимость рубля против доллара США и так далее, — делится мнением Евгений Слесарев.
Экономист Ерлан Ибрагим не согласен с мнением о том, что через искусственное снижение курса тенге Нацбанк борется с российскими экспортерами в пользу казахстанских производителей.
— Производителей у нас не так много. Хотя отдельные казахстанские производители, безусловно выиграют: в определенный промежуток времени им будет удобно продавать свою продукцию в Россию. А весь российский импорт подорожает прямо сейчас. У нас с Россией торговый баланс негативный. Мы у нее импортируем больше, чем экспортируем. И весь российский импорт подорожает моментально, — прогнозирует он.
Ибрагим отмечает, что курс в размере 340 был заложен правительством на 2018 год. Однако тенге уже сейчас отыграл этот показатель. А это значит, что на лицо слабость казахстанской экономики.
— Российский рубль стабилен и его стабильность обеспечивается еще тем, что нефть находится в хорошем ценовом диапазоне — выше среднего за последний период. Тенге тоже раньше позитивно реагировал, когда цена на нефть повышалась. Но ситуация начала меняться летом: казахстанская валюта начала слабеть, хотя цена на нефть в этот период повышалась.
Из этого следует вывод, что макроэкономические показатели у нас недостаточно прочные и рынок начинает отыгрывать пессимистичные ожидания
Мы не получили от EXPO то, что планировали: огромного потока туристов мы так и не увидели, хотя организаторы выставки и заявляли нам о миллионах посетителей. Все это сказывается на экономике, демонстрирующей нам свою слабость, а ослабление тенге — следствие этого, — заключает Ерлан Ибрагим.