Спустя девять месяцев после выборов Шавхат Мирзиёев вывел Узбекистан на радар инвесторов.
50-процентная девальвация, прошедшая 4 сентября, сбила официальный курс на сумму от 4 210,35 сумов за доллар до 8100.
Это оказалось самым низким падением валюты в мире за этот год
За несколько дней до этого Мирзиёев подписал указ, разрешающий гражданам покупать и продавать твердую валюту, и снял требование о том, чтобы экспортеры продавали свои доходы по официальному курсу.
— Реформа знаменует подлинную приверженность правительства к привлечению иностранных инвестиций», — сказала Кейт Маллинсон, член-корреспондент программы Россия и Евразия в Chatham House, Лондон. — Конвертация валюты была самым проблематичным вопросом для иностранных инвесторов в Узбекистане за последние два десятилетия.
Замедление экономики в Китае и падение валют России и Казахстана в 2015 году, которые в свою очередь являются крупнейшими экспортными рынками Узбекистана, повлияли на национальную экономику, зависящую от экспорта товаров и денежных переводов. За 25 лет руководства страны Исламом Каримовым Узбекистан опустился на 156-е место из 176 стран в списке восприятия коррупции Transparency International за 2016 год.
«Чрезмерный» контроль валюты тормозил зарубежные инвестиции и привёл к «неэффективной системе привилегий для отдельных видов производства и предприятий, неравным условиям для ведения бизнеса и нарушениям в сфере конкуренции», гласит постановление Мирзиёева.
Вот что говорят экономисты и стратеги по поводу внезапного сдвига в политике бывшей советской республики.
Крис Вифер, партнёр в компании Macro Advisory в Москве:
«Узбекистан — страна с 30,5 миллионами населения, закрытая для внешнего мира. При этом уже более 100 лет она является одной из немногих оставшихся закрытых экономических площадок со значимым потенциалом. Это большой шаг по размещению Узбекистана на радаре инвесторов. Прежний валютный режим был слишком ограничительным и далеко непрозрачным для инвесторов, что в конечном итоге становилось причиной отказа от инвестирования в страну».
Олег Кузьмин, экономист в компании Renaissance Capital в Москве:
«Решение является важным шагом в либерализации валютного режима. Это поможет сократить чрезмерное различие между официальным и «серым рыночным» обменным курсом, которое наблюдалось в Узбекистане в предыдущие годы.
Валюта Узбекистана теперь обесценилась больше, чем основные региональные валюты
Мы видим определенные изменения в Узбекистане после смены политического руководства, проведение каких-то реформ, а недавний валютный ход можно считать еще одним шагом в этом направлении.
Экономисты вообще любят видеть девальвации – это одна из вещей, которая отличает их от политиков – девальвация всегда дает стране шанс для нового начала
Кейт Маллинсон из Chatham House:
«В краткосрочной перспективе либерализация двойной валютной системы может создать некоторые негативные колебания в экономике, включая стимулирование инфляции, но не гиперинфляцию. С положительной стороны,
это уменьшит государственное регулирование финансовых потоков и даст толчок частной экономике