Хотя темпы падения курса тенге к доллару замедлились в июле по сравнению с первым месяцем лета, это обстоятельство не смогло «охладить» рынок наличной американской валюты, продажи которой обменными пунктами достигли месячного максимума 2017 года.
В мае 2017-го был достигнут наивысший объем продаж «зеленых» в этом году, а в июне был показан второй по величине результат. По российской валюте июньские продажи и вовсе вышли на рекордный уровень за все время правления Данияра Акишева в Нацбанке, ознаменовавшегося жестким удержанием обменного курса казахстанской валюты к ней на уровне в 5,5 тенге за рубль.
Рубль бьет рекорды и зовет в Россию
В июле же по сравнению с первым месяцем лета продажи наличных долларов населению обменными пунктами выросли на 11,2% — до $903,4 млн, что является максимумом 2017 года и вполне сравнимо с объемами, показанными в ноябре и декабре 2016 года. А отсюда нетрудно предположить, что
если такая тенденция сохранится и впредь, то к концу 2017 года, когда на рынке наличной инвалюты традиционно возрастают продажи, легко будет покорена месячная планка в $1 млрд,
и он вернется к уровням начала правления г-на Акишева в Нацбанке. А это в свою очередь будет означать явный провал политики дедолларизации, которую пытается проводить в жизнь нынешний главный банкир страны.
Увеличились за июль и продажи обменниками единой европейской валюты – на 7,3% — до 89,7 млн евро, что является четвертым по величине месячным результатом 2017 года. А вот по российской валюте сложилось довольно значительное снижение к июню – на 18,7% — до 12 млрд 706,6 млн рублей, что впрочем, не так уж и мало – в этом году это «бронза». Из данных аналитиков Нацбанка следует, что заметно увеличились в июле и продажи китайской валюты – почти на треть, до 20,8 млн юаней, тогда как по британской валюте рост оказался незначительным — 2,8%, до 3,6 млн фунтов стерлингов.
В данных об объемах покупки наличной инвалюты у населения обменными пунктами месячный максимум 2017 года был достигнут по российской валюте – 4 млрд 738,0 млн с увеличением к июню на 4,8%. Кстати, это и новый рекорд за все время руководства Нацбанком г-ном Акишевым! По американской валюте был показан третий по величине результат 2017 года — в $487,7 млн со снижением к первому месяцу лета на 1,8%. Продажи единой европейской валюты уменьшились в большей степени – на 9,3%, до 42,0 млн евро.
Реакция Нацбанка на июльскую динамику рынка наличной валюты на этот раз оказалась весьма странной. Ранее его аналитики оперировали в основном объемом нетто-покупки наличных долларов населением. К примеру, по итогам июня они сообщили, что этот показатель составил $316,0 млн и является минимальным значением за последние 11 лет. Даже неспециалистам в финансах понятно, что иначе и быть не могло после значительной девальвации тенге к доллару, произошедшей за время председательства г-на Акишева в Нацбанке! Справедливости ради отметим, что в Нацбанке одновременно признали и радикальное изменение ситуации на рынке наличных «зеленых». За первое полугодие объем нетто-покупки долларов населением достиг $1 млрд 444,6 млн, тогда как в прошлом году за этот же период сложилась нетто-продажа в $759,8 млн. Иными словами,
доллар успешно восстановил веру в себя!
Видимо, и в Нацбанке поняли необходимость радикального изменения содержания своих комментариев по динамике рынка наличной инвалюты дабы скрыть нарастание новой спекулятивной волны на нем в пользу доллара. Во всяком случае, только так можно истолковать неожиданный переход аналитиков Нацбанка к оперированию в этой статистике исключительно показателями в … тенговом эквиваленте! Понятно, что при свободно плавающем курсе тенге к доллару особого смысла в такой статистической эквилибристике нет, так как нарушается сопоставимость временных данных.
Как бы то ни было, и при таком подходе
в Нацбанке вынуждены признать факт растущих расходов населения на приобретение наличной инвалюты
В июле объем нетто-покупки инвалюты составил 196,5 млрд тенге, при этом на приобретение долларов от общего объема расходов населения было направлено 69%, российских рублей – 22%, евро – 9%. А за 7 месяцев 2017 года на покупку наличной инвалюты было потрачено в нетто-выражении 1,0 трлн тенге. Доля доллара в расходах на эти цели составила 57%, российского рубля – 31%, евро – 12%. Для сравнения: в Нацбанке приводят среднегодовые значения стабильных 2011-2013 годов, когда было 1,1 трлн тенге, и «волатильных с точки зрения обменного курса» 2014-2015 годов – 1,3 трлн тенге. В чем заключается смысл этих данных в тенговом эквиваленте в то время, когда уровни обменного курса тенге к доллару в эти периоды значительно различаются, в Нацбанке не пояснили.
Нацбанк сдерживает девальвацию, но наращивает государственный долг
Непонятным осталось также, зачем нужно было делать в соответствующем пресс-релизе следующее тривиальное умозаключение:
«Население Казахстана является и будет продолжать оставаться чистым покупателем наличной иностранной валюты в силу того, что доходы в наличной иностранной валюте практически отсутствуют. Вместе с тем потребность в ней значительна и определяется спросом со стороны небольших предпринимателей, личными потребностями при туристских поездках за границу, денежными переводами за рубеж, в том числе вывозом трудовыми мигрантами, а также диверсификацией сбережений».
На самом деле конечно же наличная инвалюта по-прежнему доминирует на рынке недвижимости и автомобилей, не говоря уже о «теневом» криминальном бизнесе наркоторговли, проституции и оружия. Можно упомянуть также об инвалютных доходах работающих за рубежом трудовых мигрантах из нашей страны, не говоря уже о зарубежных активах отечественных миллиардеров и мультимиллионеров, по которым они получают солидные валютные дивиденды!
Покупка/продажа наличной иностранной валюты обменными пунктами РК в 2015-2017 годах, млн единиц.
Источник: Национальный банк РК